Физические корреляты здоровой самооценки:
– глаза живые и яркие;
– лицо расслабленное, естественное положение подбородка — в «созвучии» со всем телом;
– мышцы нижней челюсти расслаблены;
– плечи держатся прямо, кисти рук расслаблены и спокойны;
– поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная;
– походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности);
– интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное;
– лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни;
– легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам);
– испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения;
– открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу «совершенства»;
– слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой);
– существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает, и тем, как он выглядит, звучит и движется;
– наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни;
– налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни своей и других;
– в реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока;
– утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом;
– есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.
«Счастливого человека очень просто узнать. Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо, но везде успевает, говорит спокойно, но его все понимают. Секрет счастливых людей прост — это отсутствие напряжения».
Конфуций
Бессмысленно оспаривать общепринятые установки социума, они играют важную роль в нашем сознании, определяя тенденции развития общества, однако надлежащий уровень своей самооценки (психологической защиты, основы физического и психического здоровья) надо сохранять и оберегать. В случае снижения эмоционального тонуса достаточно перечитать простые правила самозащиты, представленные ниже: 3 — «Если» и 6 — «Ты не обязан».
«Если…»
- Если тебе очень хочется, а человек не находит времени (т.е. желания) поговорить, встретиться, написать, позвонить… переключи свое внимание на кого-нибудь другого, потому что состояние хронического отвержения истощает твою самооценку.
- Если рядом с тобой есть люди, готовые в любую минуту утешить тебя, поддержать, напомнить о твоей доброте, красоте, уме… береги их, потому что это часть твоего здоровья, они укрепляют твою самооценку.
- Если каждый день тебе плохо от тех, кто рядом, ты делаешь не то, что нужно, и не с теми, с кем надо.
«Один не разберет, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мед.
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит.
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет».
О. Хайям
«Ты не обязан….»
от Дэвида Уилльяма
Есть вещи, о которых мы не должны отчитываться и оправдываться. Вопросы и комментарии от окружающих, мнения друзей и знакомых о том, как нам жить и что делать часто противоречат тем задачам, которые нам надо решать в этой жизни. Путь каждого индивидуален, и только ты вправе решать, что правильно, а что нет.
- Ты не обязан никому объяснять свою жизненную ситуацию: гражданский брак, развод или жизнь с родителями… Если это твой сознательный выбор, значит, у тебя есть на то свои собственные причины, а это никого не касается.
- Ты не обязан объяснять, почему одинок, это не должно касаться никого, кроме тебя. Одиночество — не расстройство личности. Ты свободен в выборе того, вступать в отношения или нет. Просто помни: ты — это не твое семейное положение.
- Ты не обязан никому объяснять свои предпочтения в еде. Есть определенные продукты, которые тебе просто не нравятся по разным причинам — от вкусовых качеств до их влияния на твое здоровье. Если кто-то пристает к тебе с вопросом, почему ты ешь и пьешь (или не ешь и не пьешь) те или иные продукты, не обращай на это внимание и ответь, что ты чувствуешь себя хорошо, питаясь именно таким образом.
- Ты не обязан ни перед кем оправдываться за отказ от вечеринки. Ты вправе отменить планы или отказаться от приглашений, если тебе нужно какое-то время побыть наедине с собой. Подобные одинокие тайм-ауты необходимы большинству из нас для расслабления и «перезагрузки».
- Ты не обязан объяснять свои политические или религиозные взгляды — это твой личный выбор. Ты не должен объяснять свою веру.
- Ты не обязан оправдываться за свою внешность — стройный, полный, высокий или не очень, джинсы или мини, в красном или синем… — твоя внешность — это твое дело, не позволяй внешнему виду определять твою самооценку.
Какая роскошь — быть не в моде,
И жить, ни на кого не глядя,
И одеваться по погоде,
Не ради взглядов встречных дядей.
Прослыть не побояться дурой,
Не прибавлять платформой роста,
Не подгонять свою фигуру
Под «шестьдесят» и «девяносто».
Веселой быть и сумасбродной,
Зевать, коль станет слишком скучно.
Какая роскошь — быть не модной,
А быть самой собою, штучной.
Л. Рубальская
Справедливости ради надо отметить, что существует и другая мера самооценки — завышенная и очень высокая. Избыток самомнения приносит человеку неприятности в виде обратной связи от окружающих.
Неправда, что «у нас не любят успешных и богатых», — у нас не любят тех, кто хвастается своим достатком и свысока смотрит на окружающих, кто хамит и угрожает беззащитным, кто идет к своей цели, перешагивая через людей, а среди таких нередко встречаются «и успешные, и богатые». Лечение от самовозвеличивания (гордыни) трудное и не всегда эффективное, хотя излечение несет большие благоприятные перемены и радость как самому человеку, так и его близким.
Тайна улыбки
У одного султана, славившегося своей справедливостью, был визирь, который всегда ходил с улыбкой на лице, в добром настроении, и всегда ему было хорошо. А это, понятное дело, у людей вызывает зависть.
И вот по дворцу поползли слухи, что что-то тут не так. Доложили султану, что, мол, визирь-то шпионит в пользу другого государства. Каждый вечер он запирается в дальней комнате и сидит там, а чем занимается — неизвестно. Видать, неспроста это. И как-то раз султан со свитой внезапно нагрянул в ту комнату. Дверь распахнули, а там пусто, только на стене висит старый потрепанный халат весь в заплатках да стоптанные сапоги рядом стоят. Удивился султан, говорит визирю: «Что это за комната? Что ты тут делаешь? И зачем тебе это старое тряпье?» Ответил визирь: «Я прихожу сюда, чтобы смотреть на этот халат и эти сапоги. В них я когда-то пришел к тебе, о великий султан, и ты сделал меня визирем. Я вспоминаю, откуда я вышел, и сравниваю с тем, что сейчас. И улыбаюсь, и радуюсь, и жизнь кажется мне прекрасной».
Восточная притча