О.М. Бабайлова, Ю.С. Клевакина
Ведущие группы психофизиологичекой коррекции зрения ГБУЗ ОКБ № 3, Челябинск
Печатается в авторской редакции
Авторы выражают благодарность людям, без которых не состоялась бы данная публикация: д.м.н., проф. И.Е. Пановой, к.б.н. А.Р. Шарипову, к.п.н. Н.Н. Мельниковой и к.м.н. И.А. Сироткиной за соучастие в нашей работе и поддержку.
Предисловие
Реалии современной медицины таковы, что как никогда становится актуальным лозунг «Спасение утопающих в руках самих утопающих». В современной офтальмологии прослеживается определенный диссонанс между успехами фармакологии, микрохирургии глаза и результатами лечения некоторых глазных заболеваний, например, глаукомы, атрофии зрительного нерва, миопической болезни. Число больных с перечисленной офтальмопатологией продолжает расти, и очевидно, что те способы и методы лечения, которыми пользуются офтальмологи в настоящее время, недостаточно эффективны, поскольку причина этих заболеваний — многофакторная, и лечение должно быть системным. Здесь уместно было бы начать разговор о системных взаимодействиях, так как наш организм состоит из многих систем, а они влияют друг на друга, помогая или мешая себе в работе. Зрительная система состоит из нескольких элементов, действующих как единое целое в еще большей системе — организме человека. В зрительном восприятии участвуют три внутренних элемента: глазное яблоко, зрительный нерв, зрительная кора и четвертый элемент, внешний — это микросоциум (семья, друзья, коллеги) и весь окружающий мир.
Все элементы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и изменение в одном из них влияет на работу всей системы. Основной функцией зрительной системы является «зрение» или «видение». Миопия препятствует нормальному зрению на уровне первого звена (глазное яблоко), глаукома и атрофия — на уровне второго (зрительный нерв), а все вместе эти нарушения зрения сопровождаются искажением четвертого элемента зрения — взаимодействия с окружающей средой. В процессе коррекции зрения надо помнить, что части сложной динамической зрительной системы взаимосвязаны и работают вместе, а элементы могут вступать между собой в самые разнообразные отношения. Поскольку каждый из них способен пребывать в различных состояниях, то даже при небольшом числе элементов они могут быть соединены несколькими способами. Болезни глаз ведут к нарушению зрительного восприятия на уровне разных элементов или на всех сразу. Офтальмология, в большинстве случаев, успешно занимается лечением зрения на уровне глазного яблока, и работы здесь предостаточно, ведь болезненным изменениям могут быть подвержены коньюнктива, роговица, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, диск зрительного нерва, мышцы и сосуды глаза. Патологические изменения в зрительных нервах и зрительной коре лечат неврологи, а вот влияние личности человека и его окружения (четвертый элемент системы) на улучшение или ухудшение зрения никто не лечит. Между тем роль человека в изменении своего зрения велика и видна на таких известных примерах, как истерическая слепота и состояние алкогольного делирия («белая горячка»). В первом случае человек ничего не видит при наличии нормального зрения, во втором случае, наоборот, видит то, чего нет в реальности. Именно личность человека — тот ресурс для улучшения зрительного восприятия, на который может рассчитывать организм при нарушении зрения на любом уровне. Мы обобщили наш опыт психофизиологической реабилитации пациентов с нарушением зрения и решили представить некоторые результаты наблюдений и рекомендации по улучшению зрения в этом сборнике в виде двух частей — психологии и физиологии зрения. В первой части мы рассмотрели оптимальные варианты коммуникации с болезнью, понятия о самооценке и нежелательных реакциях человека на заболевание глаз, а во второй представили практические советы и упражнения, направленные на улучшение работы зрения. Наш рассказ сопровождают жизнеутверждающие стихи Эдуарда Асадова (годы жизни —1923—2004), который во время войны потерял зрение. Известный поэт был нашим земляком.
Зрение — одна из самых востребованных функций нашего организма, и мы надеемся, что наши истории про зрение вам понравятся, а физиологические методы коррекции помогут получить лечебный результат.
Часть I. Психология зрения
История первая
Психологическая защита
Нашей жизнью управляют страхи. Надо отметить, что человек «задуман» природой как существо оптическое, «световое»: основная жизнедеятельность человека связана со зрением — с рассветом жизнь набирает обороты, а в ночное время затихает. Именно поэтому значительное снижение или потеря зрения, зачастую, имеют тяжелые последствия для человека: изменяют его профессиональный статус, социальное положение и отношения в семье. По данным зарубежных исследований, было выявлено, что наличие зрительных расстройств является одним из основных факторов, снижающих качество жизни, причем его значимость превосходит влияние симптомов ряда сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе представляющих угрозу для жизни. Конечно же, страх оказаться слепым, зависимым и беспомощным возникает в первую очередь, когда речь идет о возможной потере зрения. На нашем тренинге одной из участниц была молодая студентка с миопией высокой степени. Девушка была очень собранной, сосредоточенной, записывала каждое слово ведущего и выполняла четко все инструкции. Она не расслаблялась ни на минуту, хотя тренинг был долгим, в течение двух дней.
В своем рисунке о болезни глаз она нарисовала две огромные скалы в море, которые притягивались друг к другу, стремясь перекрыть узкий проход в открытое море для маленькой лодочки, которой она управляла. Этот рисунок демонстрировал отчаяние человека, тревогу перед будущим (закроется выход между скалами), страх быть отрезанным от большого мира. Именно это внутреннее напряжение отражалось на лице, в движениях и действиях этой девушки.
В заключительной части тренинга было упражнение в парах, когда один человек был в непроницаемой черной маске, с помощью которой искусственно полностью перекрывалось зрение, а другой был его сопровождающим и проводил с ним «экскурсию» по залам и коридорам помещения, где мы занимались.
Во время этой прогулки «невидящий» участник трогал, нюхал, «слушал» окружающее пространство и общался со своим «гидом». После этого упражнения, во время его группового обсуждения, девушка призналась, что уже несколько лет ее мучают приступы страха, когда она думает о перспективе развития своей болезни и возможной слепоте, а сейчас, после этого упражнения, она испытала огромное облегчение, потому что поняла, что «неважно, насколько хорошо или плохо буду я видеть, — важно, что я все равно буду жить, любить, страдать, обнимать свою собаку, слушать любимую музыку… С потерей зрения моя жизнь не заканчивается». На своем заключительном рисунке о зрении она нарисовала море, маленькую лодочку со своим силуэтом на фоне заходящего солнца, а позади две угрюмые скалы, символизирующие страх, через который прошла эта девушка. Говоря о страхах в нашей жизни, невозможно не вспомнить о такой природной способности нашей психики, как психологическая защита (ПЗ).
В книге «Магия мозга» Н.П. Бехтерева пишет о том, что «сойти с ума не так-то просто, наш мозг имеет большое количество механизмов для защиты душевной жизни человека». По данным разных авторов, на нас «работает» несколько десятков механизмов психологической защиты. Доказано научными исследованиями, что у пациентов с онкопатологией наиболее интенсивно включен такой механизм ПЗ, как «отрицание»: человек полностью исключает для себя факт невыздоровления, и, когда все вокруг видят необратимые изменения в теле и психике человека, умирающий верит, что скоро он поправится. Для пациентов с терминальной стадией глаукомы характерным является проявление такого механизма ПЗ, как «регрессия», когда взрослые люди используют «детские» формы поведения: капризничают, часто обижаются, демонстрируют полную беспомощность, требуют повышенного внимания к себе. Конечно же, эти механизмы защиты делают все, чтобы нам было легче пережить самые сложные периоды жизненного пути. Здесь есть только небольшой нюанс, роль которого возрастает при наступлении физического нездоровья: стараясь стереть информацию о тяжелой болезни, защита не позволяет человеку адекватно реагировать на изменившиеся условия жизни. Так, например, пациенты с глаукомой, бронхиальной астмой, сахарным диабетом и гипертонией часто нарушают режим лечения и поведения, объясняя это забывчивостью или отсутствием симптомов болезни. В какой-то мере парадоксальное явление «не лечиться» при наличии тяжелого заболевания можно объяснить работой механизмов ПЗ: забывчивость — действием «вытеснения» (забывается, стирается неприятная для человека информация), а отсутствие симптомов («я не болен») — обеспечивает «отрицание» (не допускается к восприятию на уровне сознания тревожная информация). Для того чтобы правильно распорядиться своей жизнью, необходимо ясное внутреннее зрение, а потому надо всегда помнить о нашей психологической защите, которая, творя добро, невольно искажает информацию о нашем душевном и физическом состоянии. Самообразование и самоанализ в этом случае — два важных фактора для исследования своей личности.
А противовесом всем нашим прогнозируемым страшилкам может служить принцип жизни — жить здесь и сейчас, жить настоящим.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз —
Это все для вас, для вас, для вас…
Услыхали трепетное слово
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
Э. Асадов