5.2.4. Слежение
Целью данного этапа является оценка способности пациента определять движение объектов, а также направление и способность устойчивого за ними слежения.
Установив фонарик в 2-х метрах перед пациентом, врач-офтальмолог-реабилитолог медленно передвигает его по горизонтали (рисунок 5). Задача пациента – найти источник света и осуществлять слежение за ним. Далее фонарик начинают перемещать в других направлениях (по вертикалии, диагонали и т.д.). Если пациент легко справляется с этой задачей, в качестве объекта слежения используют человека в контрастной по сравнению с фоном одежде. Передвижения человека должны быть максимально схожими с бытовыми – так, как это происходит в домашних условиях. Если у пациента есть дети или домашние животные, можно использовать их.
5.2.5. Распознавание яркости
Два фонарика различной яркости устанавливаются в 20 см напротив вертикального черного полотна (или на дисплее монитора) (рисунок 8). Пациент должен определить, какое из свечений более яркое, а какое – темнее. Если пациент испытывает затруднения, можно попросить его переключить пульт управления на высококонтрастный режим. Способность определять более яркий объект может помочь пациенту распознавать малейшие изменения освещенности.
5.2.6. Распознавание формы
После того, как пациент приобрел базовые зрительные навыки, начинается более продвинутый этап реабилитации – обучение распознаванию формы объектов. Приобретение данных зрительных навыков неразрывно связано с прикосновениями, следовательно, пациент с ретинальнымимплантом должен научиться объединять тактильную информацию с визуальной для того, чтобы использовать новое зрение.
Для обучения распознаванию формы объектов у пациентов с ретинальнымимплантом «ArgusII» используется набор магнитов, который включает в себя фигуры белого и черного цвета. Они, располагаются на магнитной доске и включают горизонтальные, вертикальные и косые линии, простые фигуры (квадрат, круг, треугольник), и буквы (О, Т, И, Н, Е, Л) (рисунок 9). Пациенты могут прикасаться к магнитам, определять форму и оценивать их визуально. Доска может быть передвинута ближе или дальше, в зависимости от того, насколько хорошо пациенту удается распознавать форму объектов.
После того, как пациент научится без затруднений различать двухмерные фигуры, начинают использовать трехмерные модели. В реабилитационном наборе, предоставляемом компанией SecondSight, представлено четыре трехмерных белых фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Цель данного этапа реабилитации – развитие визуальной памяти с использованием ретинальной протезной системы. В начале занятий пациенту предлагают взять фигуры из реабилитационного набора в руки и определить их форму. Затем пациент помимо прикосновений использует визуальную информацию, посредством рассматривания предмета. Особое внимание следует уделять углам, кривым и прямым линиям границ предметов. Использование комбинации зрительных и тактильных ощущений позволит получить важную мультисенсорную связь. На следующей стадии занятий предметы кладутся на черную поверхность и пациенту предлагается определить их форму, посредством зрительного восприятия, без прикосновения к ним.
Следует учитывать, что во время занятий пациент будет часто двигать головой и шеей в процессе разглядывания предметов. Это является нормой.