
Рисунок 7. Макросканирование
5.2.4. Слежение
Целью данного этапа является оценка способности пациента определять движение объектов, а также направление и способность устойчивого за ними слежения.
Установив фонарик в 2-х метрах перед пациентом, врач-офтальмолог-реабилитолог медленно передвигает его по горизонтали (рисунок 5). Задача пациента – найти источник света и осуществлять слежение за ним. Далее фонарик начинают перемещать в других направлениях (по вертикалии, диагонали и т.д.). Если пациент легко справляется с этой задачей, в качестве объекта слежения используют человека в контрастной по сравнению с фоном одежде. Передвижения человека должны быть максимально схожими с бытовыми – так, как это происходит в домашних условиях. Если у пациента есть дети или домашние животные, можно использовать их.
5.2.5. Распознавание яркости
Два фонарика различной яркости устанавливаются в 20 см напротив вертикального черного полотна (или на дисплее монитора) (рисунок 8). Пациент должен определить, какое из свечений более яркое, а какое – темнее. Если пациент испытывает затруднения, можно попросить его переключить пульт управления на высококонтрастный режим. Способность определять более яркий объект может помочь пациенту распознавать малейшие изменения освещенности.

Рисунок 8. Определение разницы в ярко-
сти объектов
5.2.6. Распознавание формы
После того, как пациент приобрел базовые зрительные навыки, начинается более продвинутый этап реабилитации – обучение распознаванию формы объектов. Приобретение данных зрительных навыков неразрывно связано с прикосновениями, следовательно, пациент с ретинальнымимплантом должен научиться объединять тактильную информацию с визуальной для того, чтобы использовать новое зрение.
Для обучения распознаванию формы объектов у пациентов с ретинальнымимплантом «ArgusII» используется набор магнитов, который включает в себя фигуры белого и черного цвета. Они, располагаются на магнитной доске и включают горизонтальные, вертикальные и косые линии, простые фигуры (квадрат, круг, треугольник), и буквы (О, Т, И, Н, Е, Л) (рисунок 9). Пациенты могут прикасаться к магнитам, определять форму и оценивать их визуально. Доска может быть передвинута ближе или дальше, в зависимости от того, насколько хорошо пациенту удается распознавать форму объектов.

Рисунок 9. Распознавание букв
После того, как пациент научится без затруднений различать двухмерные фигуры, начинают использовать трехмерные модели. В реабилитационном наборе, предоставляемом компанией SecondSight, представлено четыре трехмерных белых фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Цель данного этапа реабилитации – развитие визуальной памяти с использованием ретинальной протезной системы. В начале занятий пациенту предлагают взять фигуры из реабилитационного набора в руки и определить их форму. Затем пациент помимо прикосновений использует визуальную информацию, посредством рассматривания предмета. Особое внимание следует уделять углам, кривым и прямым линиям границ предметов. Использование комбинации зрительных и тактильных ощущений позволит получить важную мультисенсорную связь. На следующей стадии занятий предметы кладутся на черную поверхность и пациенту предлагается определить их форму, посредством зрительного восприятия, без прикосновения к ним.
Следует учитывать, что во время занятий пациент будет часто двигать головой и шеей в процессе разглядывания предметов. Это является нормой.