В финальной стадии занятий предполагается обучение распознаванию реальных предметов, используемых пациентом в повседневной жизни (столовые приборы, кружки, тарелки и т.д.). Для этого они помещаются на контрастную поверхность (рисунок 10). С целью совершенствования навыков распознавания форм предметов возможно использование фруктов, овощей и других повседневных в жизни пациента вещей. Это может существенно облегчить ориентирование и идентификацию объектов в домашних условиях.
5.2.7. Визуально- моторная интеграция
Первый этап мероприятий, посвященных визуально-моторной интеграции, проводят в длинном широком коридоре с многочисленными светильниками на потолке. Пациенту предлагается провести сканирование потолка и определить расположение сначала одного источника света, затем – второго. После того, как пациентом были найдены два светильника, он должен пройти по прямой линии от одной точки до другой, попутно продолжая осуществлять сканирование потолка на наличие других источников света.
Система «Argus II» значительно улучшает навыки ориентации пациента в пространстве. Так, использование световых источников (например, последовательно расположенных светильников на потолке или светоотражающей ленты на стенах или полу) позволяет пациенту двигаться по необходимому маршруту, минимизируя возможность дезориентации, и увеличивая точность определения своего местонахождения.
Следующий этап проходит в помещении с одним окном. Используя макросканирование, пациент должен определить расположение окна, что поможет ему понять, в какой части комнаты он сейчас находится, и где расположена дверь. Полученные навыки позволяют значительно упростить ориентацию пациента в домашних условиях, что является одной из основных целей реабилитации.
5.2.8. Занятия на улице
После получения навыков ориентации в помещении начинается этап реабилитации на улице. Занятия могут проводиться во дворе референтного центра или любом сквере. Основным требованием является наличие ровного дорожного покрытия с контрастными границами, а также разметкой пешеходных переходов.
Пациенту предлагается встать в начале одной из дорожек и провести макросканирование для определения ее границ, после чего он может начать медленное движение, ориентируясь на контрастные метки. На первых занятиях при изменении направления дорожки (плавный изгиб или прямой угол) пациента предупреждают заранее, в последующем, он сможет определять направление дорожек самостоятельно.
На ранних этапах пациенту даются простые задания, например, пройти по дорожке прямо и остановиться там, где она заканчивается либо изменяет направление. По мере приобретения навыков ориентации на улице, пациенту предлагается без посторонней помощи пройти по дорожке до возникновения затруднений (рисунок 11). С целью анализа прогресса навыков пациента результаты каждого занятия фиксируются в дневнике реабилитации.
Для обеспечения безопасности во время занятий на улице пациенту рекомендуется использовать привычные средства помощи передвижения (белую трость, собаку-поводыря и т.п.). Например, при пересечении пешеходного перехода или во время следования по тротуару, пациент ориентируется на белые полосы на асфальте, однако он может использовать белую трость для обнаружения неровностей и препятствий (бордюры, урны, лавки). Таким образом, ретинальная протезная система позволяет сделать перемещение пациента более автономным, однако ее использование не предполагает отказ от первичных средств помощи передвижению.
После приобретения навыков передвижения по тротуарам и пешеходным переходам проводятся занятия по определению расстояния до предметов. Данный навык является более продвинутым и требует максимальной комплаентности пациента и врача-реабилитолога. Приобретение способности оценивать пространство позволит пациенту с ретинальной протезной системой значительно улучшить навыки ориентации и мобильности в повседневной жизни. Перед пациентом на определенном расстоянии встает человек в контрастной (по сравнению с окружающим фоном) одежде или в белом халате. Пациенту предлагается провести сканирование пространства от своих ног до стоящего перед ним человека и определить расстояние до него в шагах. Далее он начинает движение в сторону стоящего человека и определяет, правильно ли рассчитал расстояние.
5.2.9. Домашние занятия
Домашние занятия включают работу с тренировочными объектами (контрастные фигуры на магнитной доске, их локализация в пространстве, определение формы и т.д.), а также изучение топографии места проживания и обучение взаимодействию предметами домашней обстановки (дверные проемы, мебель, домашняя утварь и т.д.) без использования вспомогательных средств. Занятия проводятся родственниками, опекунами или иными представителями пользователя ретинальной протезной системы.
Помимо реабилитационных сессий важным моментом является оценка и модификация домашней обстановки с целью адаптации к новым зрительным способностям функционального улучшения и повышения безопасности повседневной жизни пациента.