5.2. Функциональная реабилитация
По завершению сбора необходимых сведений и офтальмологического обследования начинается этап функциональной реабилитации, включающий в себя обучение пациента контролю за движением головы и глаз, мало- и крупномасштабную локализацию света (микро–макросканирование), слежение, распознавание яркости и форм, визуально-моторную интеграцию, а также занятия на улице.
5.2.1. Обучение контролю за движением головы и глаз
Пациенту следует объяснить, что при использовании ретинальной протезной системы изменение направления взгляда должно происходить посредством поворота головы, а не глаз. Это связано с тем, что у большинства пациентов в течение длительного времени полностью отсутствует полезное (ниже предметного) зрение, следовательно, они имеют трудности с осуществлением контроля положения или движений глаз.
Стандартная схема обучения координации глаз и головы включает в себя использование «сканирующей трубы» – прозрачной короткой пластиковой трубы или ее адаптивной модификации (рисунок 4). Пациенту предлагается держать данное приспособление перед глазами и использовать его по примеру «ручного телескопа», тем самым приходит осознание того, что с ограниченным полем зрения, глаза должны двигаться в одном направлении с головой.
Следующим важным моментом является осознание пациентом расположения камеры в области переносицы (для систем «Argus II» и «Alpha AMS»). Пациенту необходимо разъяснить, что камера, в отличие от глаз, не может самостоятельно двигаться вверх и вниз, и при рассмотрении крупных предметов требуются наклоны головы в соответствующих направлениях. Для совершенствования координации положения головы и камеры пациенту предлагается указывать пальцем путь от камеры до объекта по прямой, что позволит облегчить процесс понимания процесса.
5.2.2. Маломасштабная локализация света / Микросканирование
Цель данного этапа заключается в оценке мелкомасштабного сканирования. Клетки сетчатки могут адаптироваться за несколько секунд, если изображение будет статичным, поэтому пациенту необходимо проводить микродвижения головы для обновления картинки. Исключение составляют ситуации, когда изображение само подвижное – в этом случае положение головы можно не менять.
Для тренировок по микросканированию используется черная магнитная доска, расположенная на расстоянии вытянутой руки (30-40 см от лица). На доске устанавливается квадратный магнит (рисунок 5). Пациента просят назвать то, что он видит и дотронуться до магнита. Расположение магнита в разных местах доски позволит оценить действия пациента и процент правильных ответов. Важно помнить, что систематические ошибки на протяжении нескольких занятий обуславливают необходимость изменения положения камеры в очках.
Методика микросканирования заключается в следующем: пациента просят взять магнитную доску и определить ее границы. Затем предлагают начать сканировать с верхнего правого угла доски и двигаться горизонтально до границы, затем опустить камеру ниже и двигаться до следующей границы, и так продолжать до того, пока вся магнитная доска не будет просканирована. Данная методика может быть ассоциирована со «стрижкой газона», таким образом пациенту будет легче понять, что от него требуется. Если возникают трудности с данным навыком, используется «магнитный путь» – располагаются магнитные линии, повторяющие путь сканирования доски.