Для оценки навыков микросканирования может также использоваться монитор (рисунок 6). Функциональные занятия проводятся с использованием специальных слайдов, созданных в программной среде MicrosoftPowerPoint. Пациент располагается в положении сидя на расстоянии вытянутой руки (30-40 см) от монитора. В случайном порядке предоставляется 14 черных слайдов (таблица 1) с различными фигурами белого цвета, 8 – со статичными, 6 – с подвижными (для изучения навыков определения направления движения), и предлагается ответить, что он видит на экране. Результаты записываются врачом-офтальмологом-реабилитологом в специальную таблицу.
Высота статичных горизонтальных линий составляет 2,27 см, ширина – 19,77 см. Высота статичных вертикальных линий составляет 14,12 см, ширина – 1,79 см. Диаметр шаров составляет 7,21 см, расстояние между кругами – 6,21 см.
Таблица 1
Варианты предоставляемых фигур
для проверки работоспособности системы «Argus II»
№ слайда | Тип фигуры |
1 | Горизонтальная линия |
2 | Две горизонтальные линии |
3 | Вертикальная линия |
4 | Две вертикальные линии |
5 | Круг |
6 | Два круга |
7 | Движение вертикальной линии справа налево |
8 | Движение вертикальной линии слева направо |
9 | Движение горизонтальной линии сверху-вниз |
10 | Движение горизонтальной линии снизу-вверх |
11 | Движение косой линии сверху-слева вниз-направо |
12 | Движение косой линии сверху-справа вниз-налево |
13 | Зебра – горизонтальные линии |
14 | Зебра – вертикальные линии |
5.2.3. Крупномасштабная локализация света / Макросканирование
Целью данного этапа является оценка способности пациента определять расположение источников света в пространстве.
Занятие проводится в затемненной комнате. Перед пациентом, на расстоянии от 2 до 5 метров в различных положениях устанавливаются фонарики, входящие в стандартный реабилитационный набор. Пациента просят определить расположение источника света и указать на него рукой (рисунок 7). Тренировку начинают с близкого расстояния (2 метра), постепенно отдаляясь от пациента до тех пор, пока он не сможет выполнить задачу (до 5 метров). Пациент проводит макросканирование широкой области перед собой, условно разделяя пространство перед ним на четыре квадранта. Найдя место, в котором вероятнее всего находится источник света, пациент проводит микросканирование данного квадранта для более точного определения положения объекта.