Умение считать деньги и знания по математике
П.Ю. Долин, так же как и В.Н. Горбунов — выпускник и сотрудник Липецкой школы-интерната.
Он тоже инвалид по зрению, тоже преподаватель математики. Правда, в отличие от Виктора Николаевича, Павел Юрьевич учился в классе для слабовидящих (с использованием плоскопечатных, а не брайлевских учебных пособий).
Долин — человек другого поколения. В школе он учился с 1995 года по 2007 год. Потом были пять лет учёбы в вузе. А с 2012 года молодой специалист стал преподавать информатику в родной школе.
— Я работаю не только в школе-интернате, но и в «Центре дистанционного образования», который является составной частью «Центра образования, реабилитации и оздоровления». В школе-интернате моя работа идёт так же, как и каждого учителя. Я прихожу в класс и провожу занятия. А «Центр дистанционного образования» — это необычный проект.
Общение учителя и ученика происходит с помощью Скайпа. Занятия по математике, по моему предмету, всегда проходят индивидуально, с глазу на глаз. По некоторым предметам, например, биологии, физики, химии, педагоги преподают сразу двум учащимся. В этом случае учитель и его ученики связаны друг с другом в режиме видеоконференции.
— Получается, что учащиеся обучаются на дому. И видят педагога только с помощью компьютера. Правильно ли это? Ведь каждому ребёнку, в том числе и ребёнку-инвалиду, необходимо быть частью детского коллектива, вырабатывать коммуникативные навыки…
— Никто не спорит, гораздо лучше, если ребёнок будет посещать школу: специализированную или массовую, по месту жительства.
Но не во всех случаях это возможно. В «Центре дистанционного образования» в настоящее время учатся около двухсот детей со всей Липецкой области, которые в силу тяжелейших физических и психических недугов, особого графика приёма лекарств, особого режима дня и других причин не могут учиться ни в массовой, ни в специализированной школе.
— Но к этим детям учитель мог бы приходить на дом.
— У нас учатся дети-инвалиды со всей Липецкой области, в том числе из отдалённых сельских районов. Далеко не всегда возможно организовать обучение на дому на высоком уровне. Поэтому дистанционное обучение, с использованием высокоскоростного Интернета, в ряде случаев является насущной необходимостью.
Не нужно думать, что мы общаемся с детьми только с помощью компьютера. Конечно же, это не так! Мы приглашаем их как можно чаще приезжать в школу, устраиваем для них конкурсы, олимпиады, праздники. Кроме того, у них есть возможность принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе-интернате.
Многие учащиеся «Центра дистанционного обучения» отдыхают в наших загородных детских лагерях «Клён» и «Звёздный». Там можно пройти курс иппотерапии (лечения с помощью езды верхом). А это эффективно при детском церебральном параличе и других заболеваниях.
— Почему «Центр дистанционного образования» был создан на базе школы-интерната для инвалидов по зрению? Ведь у большинства Ваших подопечных совсем другие патологии, а со зрением — всё отлично.
— Школа-интернат широко известна в Липецкой области и далеко за её пределами. Поэтому областное Управление образования и науки оказало доверие именно нашему учебному заведению. Областные чиновники были уверены в том, что в «Центре дистанционного образования» будет обеспечено такое же высокое качество образования, как и в школе-интернате.
— Расскажите, пожалуйста, о Ваших учениках.
— Одна из самых способных моих учениц — Саша Орлова. Ей восемнадцать лет. Живёт в городе Липецке. У Саши — тяжелейшая мышечная дистрофия. Она не только не может ходить, но даже не может сама подняться с кровати. Сидеть на обычном стуле или кресле ей тоже тяжело…
Когда мы занимаемся, то девушка полусидит-полулежит на диване, чтобы её спина постоянно имела опору. На коленях у неё располагается специальная подставка, а на этой подставке — ноутбук, учебник, тетради… Несмотря на тяжелейшую инвалидность, у Саши работают и руки, и голова. Она с удовольствием занимается вышиванием. И математику осваивает отлично.
Но с мобильностью — большие проблемы. Чтобы оказаться на улице и подышать свежим воздухом, девушку нужно выносить на руках. Это может сделать только папа, когда у него есть свободное время. Но папа много работает. Поэтому Саша, к сожалению, редко покидает свою квартиру.
— Ей нравится заниматься математикой?
— Саше не только нравится заниматься математикой, я думаю, что в будущем она вполне могла бы стать профессиональной программисткой и зарабатывать неплохие деньги. Высшее образование она вполне может получить дистанционно. Такие возможности в России есть.
У Саши есть трудности в общении с незнакомыми людьми. Но в программировании это не помешает. Обычно программисту не надо общаться с клиентами (этим занимаются другие люди), а нужно просто чётко и дисциплинированно выполнить поставленную задачу. И у Саши это хорошо получается!
— Обучение в «Центре дистанционного обучения» проходит по программе средней школы?
— Да. Мы работаем с обычной программой средней школы, без всякой адаптации. Учащиеся имеют возможность сдать ЕГЭ, получить диплом о среднем образовании, поступить в вузы.
— Вы преподаёте не только в «Центре дистанционного образования», но и в обычных школьных классах. Как Вам удаётся увлечь детей математикой?
— Мне приходилось сталкиваться с такими высказываниями учеников: «А зачем мне математика? Деньги я считать умею — и этого вполне достаточно». Но я стараюсь показать ученикам, что математика — это не какая-то абстрактная дисциплина. Она пронизывает все стороны нашей жизни, все науки, в том числе и гуманитарные.
Например, чтобы понять структуру языка — родного или иностранного — филологи используют математические формулы. Есть даже специальный раздел филологии — математическая лингвистика. Без математики невозможно определить, чем один язык отличается от другого, в чём его своеобразие, какие трудности подстерегают при его изучении иностранцами.
Но математика нужна не только для проведения филологических изысканий. Любое уравнение — это модель решения конкретной житейской задачи. Например, столяр изготовляет стулья. Ему нужно подсчитать, сколько материала требуется на конкретный стул, сколько времени занимает его работа.
Исходя из этих факторов, а также многих других (покупка и амортизация оборудования, уплата налогов, конкурентная ситуация на рынке и т.д.), столяр может установить цену на свои изделия. Таким образом, математическое уравнение поможет сделать расчёт рентабельности работы мастера. А если это уравнение будет составлено неправильно, то столяр просто разорится.
Я пытаюсь объяснить детям, что математика нужна не только для того, чтобы считать деньги (это приятное и необременительное занятие), а в первую очередь для того, чтобы уметь зарабатывать деньги. Всё развитие математики с древнейших времён до наших дней связано с потребностью человека решать конкретные житейские вопросы. Уже древние люди умели подсчитать площадь земельного участка, подсчитать количество материала, чтобы огородить этот участок забором (с учётом высоты забора и других факторов).
Теория вероятности позволяет детям оценить вероятность того или другого события. Например, на экзамене ожидается пятьдесят билетов. А ученик выучил только десять. Можно оценить вероятность того, что он успешно сдаст экзамены или провалится.
— Как Вы думаете, компьютерные игры могут способствовать развитию интереса к математике?
— Компьютерные игры могут быть полезны, если не перебарщивать, не играть слишком много.
Эти игры способствуют развитию логики. Например, в рамках внеклассной работы я устраиваю для наших учеников соревнования по компьютерным играм «Портал» и «Майнкрафт».
Интерес к математике «подогревают» математические фокусы, различные весёлые, остроумно сформулированные задачи. В общем, у педагога математики есть огромный простор для творчества.