С 2015 года специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, расположенная в городе Липецке, носит новое название — «Центр образования, реабилитации и оздоровления». С 1990 года это учебное заведение возглавляет народный учитель России, член Общественной Палаты РФ, кавалер Ордена Дружбы и многих других государственных и общественных наград И.И. Батищев.
Игорь Иванович подчёркивает, что произошла не просто смена вывески. Новое название чётко обозначает суть липецкой школы. Здесь действительно создан комплекс, успешно осуществляющий обучение, реабилитацию и оздоровление незрячих и слабовидящих детей.
Этот комплекс включает в себя детский сад, школу-интернат, детский дом, центр дистанционного образования Липецкой области (он ориентирован, в первую очередь, не на инвалидов по зрению, а на детей с другими патологиями), два круглогодичных загородных образовательно-оздоровительных комплекса «Звёздный» и «Клён», музыкальную и художественную школы, центр допрофессиональной подготовки и ряд других подразделений.
Посещение школы корреспондентом газеты «Поле зрения» началось с подробной, обстоятельной беседы с директором. Именно с его деятельностью связаны перемены, которые происходили и происходят в учебном заведении в последние годы и десятилетия.
И журналисты, и учителя, и представители педагогической науки нередко спорят о том, что означает понятие «авторская школа»… С одной стороны, все государственные учебные заведения страны должны работать по одинаковым или, как минимум, схожим программам. С другой стороны, школа — эта творческий организм. И каждому учреждению необходима своя «изюминка», непохожесть, своё лицо.
Липецкий учебный комплекс уже давно стали называть «школой Батищева». Это обозначение употребляют и ученики, и учителя, и родители.
* * *
Подготовить детей к взрослой жизни
— Игорь Иванович, как Вы считаете, почему Ваше учебное заведение стало известно далеко за пределами Липецкой области? В чём секрет, в чём «изюминка», в чём особенность «школы Батищева»?
— У нас в школе учатся мальчишки и девчонки не только из Липецкой области, а из одиннадцати регионов России: от Коми до Дагестана. Хотя в этих регионах, как правило, тоже есть специализированные школы для слепых и слабовидящих детей. Но многие родители и сами учащиеся выбирают именно липецкую школу. И мы ценим это доверие!
«Изюминка» школы состоит в том, что мы не только создаём для детей достойные условия для учёбы и оздоровления, но и успешно готовим их к взрослой жизни, к последующему обучению в высших и средних специальных учебных заведениях, профессиональной деятельности. Кстати, среди сотрудников «Центра образования, реабилитации и оздоровления» — 22 инвалида по зрению, в том числе и тотально незрячие люди. И почти все они — выпускники нашей школы.
Многих учителей школы-интерната, педагогов дополнительного образования, сотрудников вспомогательных подразделений я помню ещё первоклассниками. Когда твои ученики становятся коллегами — это самая высокая награда, которую только можно представить!
— Не секрет, что во многих специализированных школах незрячих и слабовидящих учителей становится всё меньше. А в обычных школах их вообще почти нет.
— Слепой человек может быть отличным учителем! Я в этом глубоко убеждён. Педагог может не видеть своих учеников, но чувствовать настроение в классе, уметь заинтересовать своим предметом. Более того, те учащиеся, которые ещё в школьные годы проявили интерес к учительской профессии, продемонстрировали свои организаторские способности при подготовке внеклассных мероприятий, как правило, становятся достойными сотрудниками учебного заведения.
У нас проводится допрофессиональное обучение старшеклассников по профилю «Основы вожатского мастерства». Эти занятия позволяют не только подготовиться к учёбе в педагогических вузах, но и заработать первые карманные деньги уже в школьные годы. Работа вожатых в загородных оздоровительных лагерях оплачивается так же, как и взрослых сотрудников.
Кроме того, мы проводим допрофессиональное обучение ещё по двум профилям — «лечебный массаж и основы ухода за больными» и «начальное музыкальное образование» (вокал, инструментальное исполнительство).
В учебном центре на сегодняшний день действуют сорок творческих и спортивных объединений. Они не только дают возможность детям с пользой провести досуг, но и занимаются допрофессиональной подготовкой.
Как директор я горжусь достижениями наших учащихся. В 2009 году наш ученик Николай Орлов, тотально незрячий, покорил Эльбрус, поднялся на высоту 5642 метра, на самую высокую точку России. В 2010 году он стал участником Памирской экспедиции, покорил пик Воробьёва (5780 метров). Коля не стал профессиональным спортсменом или тренером. Но он успешно окончил школу, получил профессиональное образование в медицинском колледже. Сейчас трудится массажистом. Спорт, альпинизм помогли ему выработать характер, силу воли.
В 2011 году Мария Паршина стала чемпионкой России по лёгкой атлетике среди инвалидов по зрению, а Ирина Глазкова — чемпионкой России по велоспорту. В 2013 году в составе сборной России по голболу Евгения Михайлова стала чемпионкой мира. В 2015 году Артур Минеев становится чемпионом Европы по лёгкой атлетике.
Наши дети успешны не только в спорте, но и в культуре. Школьный театр «Паяц» становился лауреатом «Национальной детской премии».
В 2017 году слабовидящий учащийся Фёдор Негробов занял второе место в престижном международном художественном конкурсе «Красота Божьего мира». Он участвовал в конкурсе в самой сложной номинации — «православная икона».
В шестнадцать лет талантливый юноша уже способен создавать иконы, которые соответствуют всем канонам Русской Православной Церкви!
— Вы уделяете большое внимание допрофессиональной подготовке учащихся, следите за их дальнейшей судьбой.
— В коррекционную педагогику я пришёл из системы профессионального образования. Перед тем как получить высшее педагогическое образование, я окончил профессионально-техническое училище и техникум. Поэтому для меня принципиально важно, чтобы образовательный процесс, в том числе в коррекционной педагогике, имел практическую направленность, чтобы мы готовили своих воспитанников к вызовам грядущей жизни.
— Расскажите, пожалуйста, об основных вехах Вашей биографии.
— Я родился в городе Грязи Липецкой области, это город-спутник Липецка, в 1949 году. Трудовую деятельность начал в шестнадцать лет, в 1966 году, учеником слесаря в паровозном депо на железнодорожной станции. На сегодняшний день мой трудовой стаж составляет уже 51 год. И всем воспитанникам стремлюсь привить навыки трудолюбия, чтобы они тоже упорно трудились, находили своё место в жизни, несмотря на имеющуюся инвалидность.
Отработал один год в паровозном депо, потом окончил ПТУ, получил профессию слесаря-монтажника тепловых и атомных станций. Устроился слесарем-монтажником на тепловую электростанцию, обслуживающую пищевой комбинат. Потом меня назначили освобождённым секретарём комитета комсомола комбината. Одновременно заочно учился в Московском пищевом промышленном техникуме. Получил профессию техника-механика.
В 1972 году переехал из города Грязи в Липецк, наш областной центр. Стал работать мастером в ПТУ, которое готовит специалистов для нашего промышленного гиганта — Новолипецкого металлургического комбината. Одновременно с 1974 года по 1979 год учился в Липецком педагогическом институте, заочно получил высшее образование.
В 1979 году меня назначили директором профессионально-технического училища строительного профиля. Там было 1500 учащихся. Из них около двухсот состояли на учёте в детской комнате милиции, привлекались к административной и даже уголовной ответственности за различные правонарушения. В общем, это были «трудные подростки», как тогда говорили.
— Как Вы с ними справлялись?
— Совершенно нормально. Мы старались максимально «занять» своих учащихся, чтобы у них не было времени на пьянство, хулиганство и т.д. В училище активно развивалась художественная самодеятельность, физкультурно-спортивная работа. Мы создали агитбригаду, которая ездила по школам Липецкой области, агитировала мальчишек и девчонок поступать в ПТУ, изучать рабочие профессии. В советское время большое внимание уделяли пропаганде профессионального образования. И наше учебное заведение тоже участвовало в этом процессе.
Меня заметили в Москве, в Комитете по профессиональному образованию, предложили отправиться в двухгодичную командировку в Мозамбик, в провинцию Тета. Там я был советником директора крупного центра профессионального образования и руководителем группы советских специалистов. Советский Союз оказывал Мозамбику содействие в подготовке квалифицированных рабочих.
После возвращения в Липецк в 1990 году несколько месяцев проработал заместителем директора одного из ПТУ, а потом мне предложили стать директором специализированной школы-интерната для слепых и слабовидящих.
При получении высшего и среднего специального образования я совмещал работу и учёбу. И сейчас тоже не устаю учиться, как и все наши сотрудники. Учитель должен учиться всё жизнь. Наше учебное заведение является стажировочной площадкой Министерства образования РФ. Каждый год у нас проходят не менее пяти научно-практических семинаров и конференций для сотрудников специальных школ III-IV вида (для слепых и слабовидящих детей), а также детских домов и других учреждений опеки и попечительства.
— Уже более четверти века Вы являетесь директором. Что самое трудное в этой работе?
— Наверное, самое трудное и самое важное: никогда ни о ком не забывать, помнить о судьбе каждого воспитанника и каждого выпускника. Бывших воспитанников для меня не бывает. Все дети остаются в сердце. И если кому-то плохо, то всегда стараюсь помочь.
«Центр образования, реабилитации и оздоровления» — это 550 воспитанников и 450 сотрудников. В школе-интернате учатся 350 учащихся, из них 150 — проживают в интернате. В детском саду — 25 воспитанников. В Центре дистанционного образования — 200 детей.
Среди наших воспитанников — 30 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для некоторых из них я являюсь официальным опекуном. Эти дети, конечно, требуют особого внимания, ведь они обделены судьбой дважды: инвалидность по зрению и сиротство.