Эта работа не терпит равнодушия!
Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина Ивановна Горбункова — «правая рука», ближайший сподвижник И.И. Батищева. Они познакомились ещё в начале восьмидесятых годов, когда Игорь Иванович был директором строительного училища, а Галина Ивановна преподавала в нём историю.
Став директором школы-интерната, И.И. Батищев стал уговаривать коллегу перейти работать к нему в качестве заместителя. Но Г.И. Горбунковой было трудно согласиться.

Осмотр у школьного офтальмолога
— Я прикипела душой к строительному училищу и не мыслила своей жизни без него. Тогда Игорь Иванович предложил такой вариант: не уходя из училища, поработать какое-то время в его школе в качестве медсестры-массажистки (по совместительству). Дело в том, что до поступления в педагогический институт я окончила медицинское училище и на профессиональном уровне владею массажем.
Поэтому моё первое знакомство с воспитанниками произошло именно во время массажа.
До этого я никогда не сталкивалась с незрячими детьми. Поэтому в первые дни слёзы наворачивались на глаза… Так было жалко этих ребят! Впоследствии я, разумеется, поняла, что этих детей нужно не жалеть, а помогать им.
Во время массажа происходит интенсивный контакт с ребёнком (да и со взрослым человеком), так как эта процедура способствует расслаблению, снятию стресса. Можно выговориться, пообщаться с массажистом, поделиться своими «секретами». Поработав некоторое время массажисткой, я многое узнала о жизни школы. И после этого приняла решение принять предложение И.И. Батищева и стать его заместителем.
— Расскажите, пожалуйста, об истории школы.
— Школа-интернат была создана в Липецке в 1963 году. До этого в Липецкой области существовала небольшая школа-интернат для слепых и слабовидящих детей в городе Усмань. Но она ютилась в неприспособленном здании, без удобств… Поэтому и учителя, и воспитанники были счастливы, когда им представилась возможность переехать в областной центр.
В 1991 году на базе нашей школы было открыто музыкальное отделение, работающее по программе детских музыкальных школ.
В 1992 году началось раннее изучение иностранных языков. В 1995 году введён курс допрофессиональной подготовки «Лечебный массаж». В настоящее время я являюсь не только заместителем директора по учебно-воспитательной работе, но и преподаю медицинские дисциплины нашим старшеклассникам — будущим массажистам.
— Как Вы считаете, в чём состоит своеобразие Вашей школы? Чем она отличается от других специализированных учебных заведений?
— Наверное, сотрудники каждой школы считают её самой лучшей. И мы в Липецке не являемся исключением! Мне думается, в нашей школе накоплен большой опыт работы с детьми со сложной и сочетанной патологией. А это весьма актуальная тема. Таких детей становятся всё больше! У нас работают не только классы третьего и четвёртого вида (для слепых и слабовидящих детей), но также седьмого и восьмого (для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью).
Имеются случаи, когда мы переводим детей из классов восьмого вида (с диагнозом «умственная отсталость») в классы седьмого вида (задержка психического развития), а потом и в обычные классы, где обучение идёт по стандартной школьной программе.
— Почему эти учащиеся оказались в классах «восьмого вида»? Значит, диагноз «умственная отсталость» был поставлен детям неверно?
— Нельзя сказать, что диагноз был поставлен неверно. «Умственная отсталость» связана с поражениями головного мозга, поэтому в отличие от педагогической запущенности и задержки психического развития её, как правило, не удаётся полностью преодолеть. Но случаются счастливые исключения. Порой учащиеся классов восьмого вида начинают демонстрировать просто феноменальные успехи, учитывая их диагноз. Они догоняют своих здоровых ровесников, хотя вроде бы в соответствии с медицинскими данными не способны на это. Усилия педагогов и самих детей могут давать плоды, на которые даже никто не надеялся.
Приведу конкретный пример. Наша слабовидящая воспитанница Наталья Звягина. Сирота. Она к нам поступила из детского дома с диагнозом «умственная отсталость». И несколько лет училась в специальном классе для таких детей. Но учителя обратили внимание, что у девочки есть потенциал. И мы перевели её в класс седьмого вида, потом, в десятом классе — в обычный класс.
Наташа не только справилась со школьной программой, но и показала отличные результаты. В старших классах никто бы не поверил, что эта девушка раньше обучалась в классе восьмого вида! Она успешно окончила школу, потом — медицинское училище, получила профессию массажиста.
Ещё в школе Наташа подружилась с Серёжей Андреевым. Он поступил к нам в пятом классе.
Серёжа потерял зрение в одно мгновение, из-за детской шалости. Он взрывал петарду и… навсегда лишился способности видеть мир. Конечно, я обратила внимание, что ему в первые месяцы и даже в первые годы было тяжелее, чем остальным детям.
У нас обучается немало незрячих ребятишек, но большинство из них теряли зрение постепенно или являются слепыми с рождения. А ситуация с Серёжей особенно драматична, и способна привести к развитию депрессии, психосоматических заболеваний. Конечно, дружба с Наташей помогла мальчику справиться с ударом судьбы.
Эта дружба сохранилась на долгие годы. Она переросла в любовь и привела к созданию крепкой, дружной семьи. Сейчас семья Сергеевых живёт в городе Усмань Липецкой области. Серёжа тоже получил профессию массажиста. У них двое детей. Супруги открыли свой собственный массажный салон.
Наташа дала согласие на то, чтобы её жизненная история была обнародована. Думаю, что она может обнадёжить многих родителей, чьи дети обучаются в классах восьмого вида.

На уроке физики в седьмом классе
— Пример Наташи, конечно, вдохновляющий и заразительный. Но не породит ли он завышенных ожиданий и несбыточных надежд? Всё-таки большинство учащихся классов восьмого вида, к большому сожалению, никогда не смогут освоить стандартную школьную программу…
— Это так. Но необходимо, чтобы каждый ребёнок получал максимальное развитие. Дети, обучающиеся в классах восьмого вида, не менее талантливы, чем их ровесники из обычных классов. Из-за особенностей интеллектуального развития они не способны разобраться в абстрактных понятиях, премудростях физики, химии и математики, но могут быть успешны в рукоделии, художественном творчестве, физической культуре. В большинстве своём они способны адекватно вести себя в обществе, быть хорошими товарищами.
Конечно, сочетание умственной отсталости и плохого зрения — это «гремучая смесь». В дальнейшем у этих ребят возникают огромные проблемы с трудоустройством. Но и в этом плане есть положительные примеры. Например, в нашей школе на вспомогательные должности трудоустроено несколько выпускников классов восьмого вида. И они вполне достойно работают.

Фольклорный коллектив «Лошкари»
— Галина Ивановна, хотелось бы попросить Вас рассказать о судьбах других выпускников, об учащихся, которые Вам наиболее запомнились.
— Эта работа не терпит равнодушия. Судьбы нынешних учащихся и выпускников прошлых лет действительно «берут за душу». Мне очень приятно рассказать о нашем выпускнике Алексее Геращенко.
Он незрячий с рождения. После окончания нашей школы окончил Курский музыкальный колледж-интернат слепых, потом — Воронежский институт искусств.
Алёша — музыкант от Бога. Создаётся впечатление, что он владеет всеми музыкальными инструментами: баяном, фортепьяно, саксофоном, гитарой, трубой. Феноменальные способности! А ещё он прекрасно поёт. Геращенко нашёл себя в «лёгком жанре», в качестве ресторанного, свадебного музыканта. Но он выступал и на большой сцене, участвовал и был лауреатом многих музыкальных конкурсов.
Школу Алёша окончил с золотой медалью. Всегда был очень аккуратным, ответственным, дисциплинированным. Мне он запомнился не только успехами в учёбе, но и лёгким, оптимистичным характером. К счастью, ему как музыканту сопутствует и коммерческий успех. На свои деньги он купил квартиру в Воронеже.
Геращенко не только поёт, но и сам пишет песни. Его отец — лётчик, воевал в Афганистане. Недавно Алёша написал песню под названием «Третий тост» и посвятил её погибшим друзьям своего отца.
Также хочется рассказать о Cергее Бочарове. Слабовидящий. Сирота. В роддоме мама от него отказалась. Потом, в пятилетнем возрасте, его взяли родственники из Москвы. Маленький Серёжа радовался тому, что обрёл, наконец, родной дом. Но через полгода горе-опекуны просто вернули мальчика обратно в детский дом, как ненужную вещь.
После окончания школы-интерната Серёжа поступил на исторический факультет Липецкого государственного педагогического университета. Мы все надеемся, что в ближайшем будущем Серёжа вернётся к нам в школу в качестве преподавателя истории. Он сам этого очень хочет.
В школьные годы Бочаров прекрасно проявил себя как вожатый. Он активно помогал при организации внеклассных мероприятий. В университете парень отлично учится, активно занимается общественной работой: он — помощник Уполномоченного по правам ребёнка Липецкой области, депутат областного Молодёжного парламента, волонтёр регионального отделения Детского фонда. А ещё — Серёжа прекрасно поёт и, вообще, является очень активным, деятельным человеком… Далеко не сразу всё у Серёжи стало складываться гладко. Сначала ему было трудно привыкать к жизни в школе-интернате.
— А с чем были связаны эти трудности?
— Дело в том, что когда родственники взяли ребёнка-инвалида из детского дома, а потом вернули его обратно, то ему был нанесён колоссальный стресс. Мальчик воспринял это как предательство, перестал верить взрослым.
А в семь лет детей из детских домов часто переводят в школы-интернаты или другие заведения. Во всяком случае, так было раньше… Сейчас у нас в Липецкой области, слава Богу, сокращается число детских домов, уменьшается число сирот.
В детских домах ребятишки называют воспитателей «мамами». И вот, представьте себе картину, которая до сих стоит у меня перед глазами: воспитательница детского дома привозит к нам Серёжу Бочарова вместе с его вещами и всеми документами. А мальчик понял, что его хотят «перевести в другое место» и стал кричать: «Мама! Не оставляй меня здесь!!!» У него началась истерика. Вполне вероятно, что в этот момент он вспомнил историю со своими родственниками.
— Дети-сироты до семи лет привыкают к детскому дому, воспринимают его как родной дом, воспитательниц — как мам. А потом их переводят в школу-интернат, а там — другая обстановка, другие воспитатели… Это стресс для ребёнка.
— Все наши воспитатели и учителя — внимательные и душевные. Но, конечно, такие перемены являются стрессом для семилетнего ребёнка. А дети-инвалиды с ослабленным зрением и целым «букетом» других болезней переживают эту ситуацию ещё тяжелее.
Конечно, хотелось бы, чтобы сирот становилось меньше, чтобы каждый ребёнок имел семью, родную или приёмную. Но, с другой стороны, история Бочарова показывает, что опекунство тоже бывает не совсем удачным и может привести к новым стрессам и душевным ранам.

В школьном храме Святого Пантелеймона Целителя
— Как Вам удалось завоевать доверие Cерёжи?
— Когда он стал плакать и кричать, что не хочет здесь оставаться, я стала его успокаивать, говорить ему, что в школе-интернате ему будет хорошо… Потом показала ему баян, который находился в моём кабинете. А я неплохо играю на баяне! И я заиграла для него, чтобы отвлечь от грустных мыслей.
Впоследствии мы с Cерёжей подружились, много общались… И со всеми учителями, со всеми одноклассниками у него сложились хорошие отношения. Он стал говорить: «Школа-интернат — мой дом, моя семья, другой семьи у меня нет». Конечно, такие слова учителям и воспитателям услышать очень приятно… И я думаю, Серёжа произносит их не просто из вежливости. Он действительно так думает.
Я очень рада, что Серёжа регулярно мне звонит по телефону, рассказывает обо всех своих студенческих делах. И я воспринимаю его не просто как нашего воспитанника, а как друга, с которым можно поговорить по душам.