— На наш взгляд, зрячих людей, это вроде бы простая ситуация. Нужно погромче задать вопрос, и люди сами откликнутся. В чём же состоит проблема?
— Для зрячих людей это кажется простым делом. Но слепым часто бывает неприятно говорить и кричать «в никуда», не зная, слышит ли их кто-нибудь. В этом случае необходимо не теряться и преодолеть определённый психологический барьер.
Я учу детей вести себя уверенно, без робости, но деликатно. Недопустимо размахивать белой тростью, стучать ею по земле. Незрячий человек вполне может осторожно дотронуться тростью до подошвы постороннего человека, но «тыкать» тростью в окружающих, разумеется, недопустимо… Если трость случайно кого-то задела, необходимо извиниться.
Наверное, почти каждый незрячий человек сталкивался с пьяными или просто подвыпившими людьми, которые сами еле стоят на ногах, но активно, а порой назойливо предлагают себя в роли поводырей инвалидам по зрению. Такие ситуации Дидора тоже обсуждает с детьми, даже если у них ещё нет подобного личного опыта.
К огромному сожалению, у многих учеников нет возможности применить полученные в школе навыки на практике. Это происходит из-за гиперопёки родителей. Она касается не только маленьких детей, но и подростков, и даже совершеннолетних парней и девушек. Мамы и папы, бабушки и дедушки никуда их не отпускают, всюду водят за ручку. Впоследствии такое поведение может негативно повлиять на устройство личной жизни.
— Этот аспект мы тоже обсуждаем и со старшеклассниками, и с родителями. Существует прямая связь между личным счастьем и мобильностью незрячих людей. Вряд ли можно представить себе свидание, на которое потенциальных жениха и невесту мамы и папы приведут за ручку… Желание нравиться противоположному полу, пользоваться успехом у окружающих тоже может быть одним из стимулов в освоении пространственной ориентировки!
— Какие занятия запомнились преподавателю больше всего?
— Мне очень запомнилось наше занятие, которое проходило на железнодорожном вокзале города Липецка. Предварительно я договорилась с железнодорожниками о том, что для нас проведут экскурсию по вокзалу. В этот раз речь шла не об индивидуальном занятии, а о посещении вокзала большой группой незрячих детей (в сопровождении воспитателей).
Детям предоставили возможность не только обследовать различные помещения вокзала, перроны и мостовые переходы, но и самостоятельно войти в поезд, найти нужное купе… Вероятно, большинство пассажиров впервые видели такое количество незрячих детей в одном месте. Поэтому наша группа вызвала живой интерес. Работнику вокзала это внимание не очень понравилось, он чувствовал себя скованно… Но для наших детей интерес окружающих был вполне привычным, и он ничем их не смутил.
15 октября, в Международный День «белой трости», С.В. Дидора с детьми всегда совершает коллективную прогулку по центральным улицам Липецка. Эти прогулки липецкие журналисты как-то назвали «шествиями» или «демонстрациями». Но на самом деле никто не устраивает никаких демонстраций, а просто в этот день слепые дети выходят на городские улицы, чтобы напомнить жителям Липецка о памятной дате.
Местные телевизионщики уже знают об этих коллективных прогулках 15 октября и берут интервью у юных липчан, интересуются их мнением о доступной среде в областном центре, о повседневной жизни незрячих.
«Изучая пространственную ориентировку, ребёнок задействует практически все имеющиеся органы чувств: слух, обоняние, осязание, чувство равновесия, — поясняет С.В. Дидора — Также я обращаю внимание на культурный аспект: на необходимость достойно себя вести в общественных местах, держать осанку. Сгорбленный, сутулый человек, неуверенно бредущий с белой тростью, производит жалкое впечатление. Но если инвалид по зрению движется быстро, уверенно, с гордой, спортивной осанкой — это выглядит эстетично и вызывает уважение».
— Что для незрячего человека может представлять наибольшую сложность в пространственной ориентировке?
— Наиболее трудно передвигаться по улице в зимнее время, когда на улице гололёд, всё завалено снегом, или идёт снег с дождём… Теряются привычные ориентиры. Но некоторых людей такие трудности не пугают, они воспринимают их как особый «экстрим».
С биологической семьёй иметь дело не хочу! Наталье Брунцевой девятнадцать лет. Она сирота. Сначала находилась в доме малютки, потом в детском доме. С пятого по двенадцатый класс училась и жила в школе-интернате. Хотя в прошлом году она окончила школу и поступила в Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова на специальность «организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений», девушка пока не расстаётся со школой-интернатом.
— Как сирота я имею право на предоставление жилья от государства. Но пока свою квартиру ещё не получила, продолжаю жить в школе-интернате. Эти стены стали моим домом. Меня направили сюда в десять лет из-за ухудшегося зрения, хотя инвалидности по зрению у меня нет.
— За время учёбы в школе-интернате Вас посещал кто-либо из родственников?
— С биологической семьёй иметь дело не хочу! Никто из родственников меня никогда не навещал. Обо мне вспомнили только несколько лет назад, когда я уже была взрослым, сформировавшимся человеком. Мне сообщили, что кто-то из родственников хочет наладить контакт, но я отказалась. Я не таю обиды, но с этими людьми мне просто не о чем говорить. Школу-интернат я считаю своим домом. Всегда буду сюда приходить, как в родительский дом.
— Наташа, какие у Вас остались воспоминания о времени учёбы в школе?
— В школе всегда стремились раскрыть наши способности, помочь с выбором будущей профессии. Например, все годы учёбы я была ведущей школьных мероприятий и актрисой нашего школьного кукольного театра «Петрушка». Прекрасно помню спектакли, которые мы ставили: «Заячья избушка», «Вовка в тридевятом царстве», «Золушка» и многие другие.
В школе уделяют внимание всем детям. Но сироты получают особую поддержку. Для этой цели налажено сотрудничество с различными общественными организациями. Например, мне довелось принять участие в проекте «С уверенностью в будущем», который реализует благотворительный фонд «Наука. Искусство. Спорт» российского предпринимателя и мецената Алишера Усманова.
В рамках этого проекта для детей-сирот и выпускников детских домов и школ-интернатов проводятся различные семинары, мастер-классы, тренинги, творческие мастерские, направленные на максимальное выявление и реализацию способностей каждого человека. Юным актёрам даже представилась возможность принять участие в съёмках короткометражного художественного фильма. В качестве продюссера выступил Ярослав Жалнин, режиссёра-постановщика — Денис Кудрявцев. Фильм назывался «Я тебя вижу». Эта история необычного знакомства девочки-беспризорницы и незрячего мальчика.
Девочку играла я, а мальчика — Олег Фомин, тоже детдомовец. Кастинг актёров проводился в детских домах и школах-интернатах по всей России.
— Вам понравилось участвовать в съёмках?
— Конечно, это был потрясающий опыт. Я хочу стать профессиональной актрисой и много работаю ради достижения этой цели.
В Липецком колледже нам преподают такие дисциплины, как «Режиссура театрализованных представлений», «Сценарное мастерство», «Основы драматургии», «Актерское мастерство», «Словесное действие»…
А выходные дни я провожу в Москве, где учусь на подготовительных курсах при Московском художественном театре (МХТ) им. А.П. Чехова. Моя мечта — поступить в московский театральный вуз, а потом — работать в московском театре. Мой любимый театр — МХТ им. А.П. Чехова. Любимые режиссёры и актёры — Олег Табаков и Евгений Писарев. Занятия на подготовительных курсах и проживание в Москве оплачивает фонд «Наука. Искусство. Спорт».
— Что бы Вы хотели пожелать ребятам, которые сейчас учатся в школе-интернате?
— Я думаю, что наша школа даёт уникальный жизненный опыт. Здесь учатся и тотально незрячие, и ребята с неплохим зрением.
Постоянно рядом находится кто-то, кому труднее, чем тебе. Это учит сопереживать, сочувствовать...
Я надеюсь, что все ученики нашей школы вырастут добрыми, трудолюбивыми, будут помогать друг другу, хранить традиции школы.
Детский сад — единственный в Черноземье
В детском саду меня гостеприимно встретили тифлопедагоги Оксана Владимировна Соколова и Нина Анатольевна Федотова, а также воспитатель Элла Алексеевна Бирюкова. Детский сад был открыт в 2008 году и стал составной частью школы-интерната. Это единственное специализированное дошкольное учреждение в Черноземье для слепых и слабовидящих детей. В первую очередь детский сад ориентирован на ребят, полностью лишённых зрения. В настоящее время здесь 25 воспитанников, которые распределены в четырёх группах: младшая (3-4 года), сред-няя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
У большинства детей слепота сочетается с нарушениями интеллектуального развития, а также физическими недугами, в том числе ДЦП. Тифлопедагог О.В. Соколова подробно рассказала о детском саде.