— Ольга Владимировна, в чём, на Ваш взгляд, проявляется спе-цифика работы с незрячими детьми?

Третьеклассники Анастасия Золотухина и Никита Петров
— Мы стремимся в полной мере задействовать другие органы чувств, в первую очередь, слух.
И, конечно же, важно постоянно расширять жизненное пространство детей, давать им новые знания об окружающем мире. Для этого активно используются подвижные музыкальные игры. Например, воспитатель с детьми пытаются продемонстрировать как движется слон, как он топает своими мощными ногами… А потом дети учатся прыгать и скакать, как зайчики.
Незрячий ребёнок не может увидеть слона по телевизору или в зоопарке, но он может потрогать игрушечного слонёнка. Кроме того, музыкальное сопровождение способно с помощью звуков показать силу и размеры слона. Важно, чтобы наши воспитанники поняли, что на самом деле слоны — огромные. Они не такие маленькие, как игрушечные слонята из пластмассы. Таким образом, мы не просто играем, а вместе познаём мир!
Мы стремимся обеспечить максимальную физическую активность детей. Именно из-за недостатка физической активности у незрячих людей нередко возникают навязчивые движения, такие как покачивания головы. От этих навязчивых движений впоследствии очень трудно избавиться. Но если уже в раннем детстве мальчики и девочки получают гармоничное развитие, то никаких навязчивых движений не появляется.
Ещё одна важная задача — развитие коммуникативных навыков у детей. Наши воспитанники должны уметь общаться и между собой, и со взрослыми людьми. И самое главное — общение, совместные игры должны приносить радость.
— Развитие коммуникативных навыков даётся непросто?
— Некоторых воспитанников бывает трудно «расшевелить». Мы учим детей улыбаться, смеяться… Этому тоже нужно учить незрячих мальчиков и девочек. Обычно воспитатель всё показывает на себе. Воспитатель даёт возможность малышу потрогать, в каком положении находятся его губы при улыбке, при смехе. А уже потом ребёнок сам начинает улыбаться, смеяться, выражать свои чувства.
— Знаю, что в Вашем детском саду некоторые ребята уже начинают осваивать рельефно-точечный (брайлевский) шрифт.
— Во всяком случае, мы стремимся в игровой форме дать ребёнку первые представления о брайлевской системе, а также развить мелкую моторику. Это поможет при дальнейшей учёбе в школе. Перед тем как начать осваивать брайлевскую систему, мы используем обычную мозаику. Потом начинаем работать с колодкой.

Воспитанница детского сада на занятии с педагогом-психологом в сенсорной комнате
— А что такое колодка?
— Это специальный прибор, созданный для освоения брайлевской системы дошкольниками и младшими школьниками. Колодка — это деревянная или пластмассовая рамка с шестью углублениями. В эти углубления вставляются «шпеньки» (маленькие пластмассовые фигурки, обозначающие точки брайлевского шеститочия). С разговорах с детьми мы называет эти шпеньки «пуговками», «гвоздиками» или «грибочками». Например, воспитатель говорит ребёнку: «Давай соберём наши грибочки в это лукошко!»
Ребёнок аккуратно вставляет шпеньку в колодку. Воспитатель его хвалит. А уже потом дети узнают, что эти «гвоздики» и «грибочки» на самом деле обозначают звуки и буквы, которые складываются в слова и предложения. Некоторым детям 6-7 лет мы даём настоящий прибор для письма по Брайлю и грифель. Если они освоились с колодкой, то и прибором для письма по Брайлю могут овладеть.
Также мы учим детей распознавать, правильно «читать» рельефно-графические рисунки. А это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд! Если провести эксперимент и предложить взрослым зрячим людям в полной темноте разобраться с рельефно-графическими рисунками, то они вряд ли справятся с этой задачей. Во всяком случае, им потребуется на это много времени.
Рельефная графика может быть очень разнообразной. И она имеет свою специфику передачи информации. Чем раньше маленький человек начинает знакомиться с этими пособиями, тем легче ему будет в жизни. То же самое относится и к различным архитектурным макетам, моделям. Конечно, они облегчают жизнь незрячего человека. Но всеми этими учебными пособиями необходимо уметь пользоваться.

Выступление школьного театра
— Каким образом в вашем детском саду происходит обучение социально-бытовым навыкам?
— Разумеется, незрячие дети осваивают социально-бытовые навыки более медленно, чем их «глазастые» ровесники. Но при правильной организации работы в дошкольном учреждении к семи годам, ко времени начала школьной жизни, мальчики и девочки вполне способны догнать своих сверстников. Мы учим своих воспитанников самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать свои игрушки, соблюдать правила гигиены, красиво принимать пищу, уметь вести себя в общественных местах. Это те же самые навыки, которые должен воспитать обычный детский сад для здоровых детей.
Но есть одна оговорка: если слепота сочетается с нарушениями интеллектуального развития, то освоение социально-бытовых навыков идёт ещё более трудно и долго…
У нас, например, был воспитанник, который мог неожиданно, без всякой причины начать раздеваться, стягивать с себя колготки, снимать рубашку… Воспитатели ему терпеливо объясняли, что так делать нельзя, что люди в обычной жизни должны быть одетыми, а раздеваться можно только перед сном или перед посещением бассейна, душа, пляжа… И ребёнок это понял.
— В программе вашего детского сада есть даже пространственная ориентировка, обучение использованию белой трости. Это не слишком сложно для дошколят?
— Обычно в шесть-семь лет ребёнок уже способен понять, что такое «белая трость» и для чего она нужна. Сначала воспитатель просто водит малыша за руку. Потом он берёт палочку и просит ребёнка взять за один конец палочки, а сам берёт за другой — и они вместе идут по коридору или по улице. Это ещё не самостоятельное передвижение, но ребёнок учится двигаться без тактильного контакта с сопровождающим.
А потом происходит самое интересное: воспитатель рассказывает своему подопечному, что это не обычная палочка, а «волшебная». Она называется «белая трость».
И с помощью неё можно ходить самостоятельно, без сопровождающего, без воспитателя, без мамы и папы… Ребёнку интересно научиться пользоваться «волшебной палочкой». И он сам становится свидетелем, а главное, участником волшебства: оказывается с помощью «чудо-палочки» можно определять препятствия на пути. Эта палочка помогает ему не упасть в яму, не столкнуться с корягой…
Мы учим детей не только ходить с белой тростью, но и правильно перемещаться по комнате, не натыкаясь на углы, на шкафы и т.д. Можно привести элементарный пример. У ребёнка что-то падает со стола, какая-нибудь игрушка или столовый прибор. Он хочет её поднять и в этот момент ударяется об угол стола. Неприятная ситуация… Но можно объяснить маленькому человеку, как избежать подобных ситуаций: для этого достаточно держать одну руку передо лбом, а второй рукой поднимать с пола упавшую вещь. И в этом случае об угол стола никогда не ударишься.
Подходя к двери, можно также поднести руку ко лбу и тем самым избежать столкновения с полуоткрытой дверью или с дверной рамой.

Учащиеся школы во время экскурсии в пещеру «Волчья Яма» Елецкого района Липецкой области
— Какие случаи, какие ситуации из жизни детского сада Вам особенно запомнились?
— Трогательно вспоминать, с какой радостью и любознательностью дети познают окружающий мир. Однажды воспитатель принесла в группу сливы. Дети их ели. А воспитатель рассказывала, чем вкус недозревшей сливы отличается от зрелой или перезревшей. Она рассказывала, какие сливы можно есть, а какие — нельзя. Воспитанники поняли, что есть можно только зрелые сливы, которые предварительно нужно хорошо помыть. Они очень вкусные и полезные! А от незрелых или перезрелых слив может заболеть живот.
В другой день воспитатель принесла в группу настоящую бабочку и настоящее птичье гнездо. Таким образом, каждый день в детском саду приносит и детям, и воспитателям новые открытия, новый багаж знаний.