Открывая мир незрячему ребёнку
Тук-тук-тук… Белая трость выстукивает свой монотонный ритм на асфальте. Светлана Викторовна идёт на работу. Но трость не только помогает обаятельной липчанке вовремя добраться до родной школы. Суть её деятельности как раз и состоит в том, чтобы научить детей, находящихся в таком же положении, как она сама, пользоваться белой тростью.
Наше общение происходит в кабинете пространственной ориентировки. Педагог демонстрирует мне учебные пособия, созданные для учащихся и преподавателей этой дисциплины. В этой ситуации зрячий человек чувствует себя неграмотным и беспомощным… Литература, которую используют моя собеседница и её ученики напечатана рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Для нас — это просто нагромождение точек-пупырышков, не имеющее ничего общего с привычными буквами и знаками препинания.
— Светлана Викторовна, что же написано в учебном пособии, которое Вы держите в руках?
— Там написано: «Белая трость — твой друг и помощник! Учись пользоваться ей правильно!». Кстати, для мальчишек и девчонок, незрячих с рождения, далеко не очевидно, что же такое БЕЛАЯ трость. Непонятно, почему трость именно «белая»? Для слепых с рождения людей, особенно лишённых светоощущения, неспособных отличить свет от тьмы, очень трудно разобраться с понятием «цвета». Различные цвета воспринимаются как нечто абстрактное, не имеющее отношение к реальной жизни.
Уже много лет педагог полностью лишена зрения. Но краски мира она помнит прекрасно, и за долгие годы слепоты зрительные образы не потускнели в её памяти.
— Я плохо видела с рождения. С первого класса пошла учиться в Липецкую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Училась по системе Брайля (рельефно-точечной системы письма и чтения). В восемь лет полностью ослепла. Но в четырнадцать лет мне сделали успешную офтальмологическую операцию. Я обрела небольшой остаток зрения. Он сохранялся до тридцати пяти лет.
С детства Светлана играла на баяне. Решила стать музыкантом. Училась в Курском музыкальном колледже-интернате слепых. Во время учёбы вышла замуж. После получения диплома о среднем специальном образовании уехала на родину мужа, в Одесскую область. Устроилась музыкальным работником в детский сад. Но связей с родным Липецком не теряла. Молодая женщина решила получить высшее образование, поступила на исторический факультет Липецкого государственного педагогического университета, регулярно приезжала в родной город на сессии.
В 1996 году университетский диплом был в кармане. И на семейном совете было принято решение переехать в Россию, в Липецк: «Это было связано с тем, что в Одесской области образование стали переводить на украинский язык и вообще проводили политику украинизации. А мне хотелось, чтобы мой ребёнок учился на русском и жил в русскоязычной среде».
Её сразу же приняли на работу в школу-интернат. Светлана преподавала историю, а также русский язык и литературу. В 2001 году директор школы-интерната И.И. Батищев предложил своей сотруднице заняться преподаванием пространственной ориентировки.
— К этому времени я уже несколько лет была незрячей, но успешно и уверенно передвигалась с белой тростью. Собственно говоря, пространственную ориентировку может вести и зрячий преподаватель. Но если педагог сам лишён зрения, то он активно использует свой жизненный опыт.
Белую трость Светлана Дидора осваивала самостоятельно. Первый урок ей дал Леонид Дмитриевич Ефанов, тогдашний заместитель директора Липецкого учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых. Потом она сама стала ходить по городу с белой тростью, хотя и не знала, делает ли это правильно... Светлана советовалась с другими незрячими людьми, постепенно накапливался опыт.
— Мне думается, что самое сложное — это не освоить технику передвижения с белой тростью, а преодолеть психологические барьеры: перестать стесняться своей инвалидности, перестать бояться привлечь внимание окружающих. Белая трость и создана для того, чтобы окружающие обратили внимание на инвалида по зрению. Но это внимание, как правило, вполне доброжелательное. Оно позволяет избежать столкновений или каких-то недоразумений. Кроме того, человеку с белой тростью окружающие часто предлагают помощь.
В липецком «Центре образования, реабилитации и оздоровления» обучение владению белой тростью начинается ещё в детском саду, разумеется, в игровой форме. Благо детский сад является неотъемлемой частью учебного комплекса. И потом оно продолжается с первого по двенадцатый класс.
В школьной программе на пространственную ориентировку предусматривается полчаса в неделю. Но обычно проводятся сдвоенные занятия. Поэтому дети занимаются два раза в месяц по одному часу.
— Эти занятия я провожу индивидуально или с двумя учащимися одновременно. Пространственная ориентировка начинается с изучения закрытых пространств: школьного класса, школьных коридоров и других помещений. Уже потом мы выходим на улицу: на школьный двор и за пределы школы. У меня сложилось впечатление, что мой предмет нравится всем!
Во всяком случае, я ещё за свою педагогическую практику не встречала ученика, который бы отказался ходить с белой тростью. Незрячий ребёнок должен познавать мир. Так же как и зрячий. Инстинкт познания мира заложен в нас генетически.
«Разумеется, — подчёркивает Светлана Викторовна, — пространственная ориентировка не заменит человеку зрения. Но эти навыки способны дать чувство самостоятельности, независимости, уверенности в себе. Слепой человек расширяет своё жизненное пространство»
Уроки пространственной ориентировки в липецкой школе часто совмещаются с экскурсиями, например, в краеведческий музей. Там у ребят есть возможность прикоснуться ко многим экспонатам, в том числе к удивительной дубовой мебели с изящными многофигурными композициями, украшающими массивные кресла, шкафы, стулья. Детей знакомят с коллекцией самоваров, старинными музыкальными инструментами, мраморными скульптурами и т.д.
Занятия также включают в себя ролевые игры. Педагог и её подопечные обсуждают, как вежливо попросить помощь, как и в каких случаях разумно отказаться от предложенной помощи. Рассматриваются различные ситуации. Например, незрячий человек подходит к автобусной остановке и не слышит голосов людей. Как определить, есть ли кто-либо поблизости?