Все мои одноклассники хорошо устроились в жизни!
Наверное, большинство учащихся и выпускников школы можно назвать «людьми трудной судьбы».
Но случай Е.А. Ситниковой — особый. В детстве у неё обнаружили неоперабельную опухоль головного мозга, приведшую к инвалидности по зрению.
Неоперабельная опухоль головного мозга — это постоянные головные боли, значительные ограничения физической активности, чуткая реакция на изменения погодных условий и целый ряд других ограничений. В этой ситуации можно сломаться, начать считать себя жертвой обстоятельств, погрузиться в депрессию.
Но Екатерина Анатольевна не сломалась, не согнулась под грузом жизненных обстоятельств. После окончания школы она с красным дипломом окончила Липецкий государственный педагогический университет. С 2008 года трудится воспитателем в подготовительной группе детского сада, работает с малышами 6-7 лет.
И в личной жизни у молодой женщины всё отлично. Вышла замуж, родила здоровую девочку Настю. Коллеги, родители и дети любят молодого воспитателя за лёгкий характер, терпение и любовь к детям… Мне захотелось попросить Екатерину Анатольевну поделиться воспоминаниями о её школьных годах, а также рассказать об особенностях нынешней работы.
— Какие воспоминания остались у Вас о школьной поре?
— Я провела здесь все школьные годы, все двенадцать лет, с 1991 года по 2003 год. И сейчас поддерживаю отношения со многими одноклассниками. Все мои одноклассники хорошо устроились в жизни. После окончания школы все получили высшее или среднее специальное образование. Многие создали крепкие семьи, стали матерями и отцами. Никто из парней и девушек в жизни не пропал, не опустился, не затерялся… Наверное, это самый главный итог школьной жизни.
Я чаще всего вспоминаю своё участие в школьной самодеятельности: и в хоре я пела, и солисткой была. У меня сопрано. Репертуар самый разнообразный: советские, русские народные песни. Особенно мне полюбилась песня Оскара Фельцмана на стихи Ольги Фадеевой «Ландыши». И эта песня очень запомнилась всем слушателям. Меня до сих просят её спеть.
Я участвовала в самых разных концертах, в том числе и на крупных, престижных концертных площадках. Однажды в составе хора даже довелось петь на Красной площади в Москве вместе со знаменитой оперной певицей Монсеррат Кабалье.
Когда я училась в школе-интернате, у него ещё не было своих загородных лагерей, как сейчас. Но мы всё равно регулярно выезжали на природу. И это было замечательно! Помню, как в детском лагере «Голубые дали» мы все зимой катались на лыжах. Мороз, солнце, ты катишься по лыжне… Лучший отдых, новые впечатления!
— Екатерина Анатольевна, у Вас действительно прекрасный голос, мне тоже довелось быть свидетелем Ваших выступлений… Вы не жалеете о том, что Вам не удалось стать профессиональной певицей?
— Мне нравится моя работа. Она позволяет участвовать в развитии детей. Например, сейчас с ребятами из моей родной подготовительной группы мы готовим для утренника театрализованную постановку по сказке «Волк и семеро козлят». Каждый день в игровой форме я провожу для детей зарядку, говорю им: «Давайте потянемся вверх к солнышку, как деревце, давайте присядем вниз, как травка…»
Наши дошколята принимают участие в городском конкурсе творчества детей-инвалидов «Солнце в каждом». Каждый ребёнок — это личность. Они делятся с воспитателями своими мыслями, своими мечтами… Например, семилетняя Ариночка Руднева, тотально незрячая — очень музыкальная девочка. Она хорошо поёт, тянется к пианино, очень хочет учиться музыке.
И недавно она мне рассказала, что её родители осуществили это желание: купили ей пианино, и в самое ближайшее время она начнёт заниматься с педагогом. Я за неё очень порадовалась!
Я никогда не чувствовал себя инвалидом!
Виктор Николаевич Горбунов — преподаватель математики и информатики Липецкой школы-интерната. Со школой связана вся его жизнь.

На уроке технологии
— В 1960 году, в восьмилетнем возрасте, я стал учиться в школе слепых и слабовидящих. Тогда она находилась в городе Усмань Липецкой области, в маленьком, неприспособленном здании. А в 1963 году школу перевели в Липецк, в новое трёхэтажное здание.
В 1971 году окончил школу. Поступил в Липецкий педагогический институт. Получил профессию учителя математики и физики. С 1976 года работаю в родной школе-интернате, уже более сорока лет… И пока есть силы, уходить на покой не собираюсь.
— Виктор Николаевич, Вы незрячий с рождения?
— С рождения. Но до 24 лет у меня оставался остаток зрительных функций, один-два процента. Учился я всегда по системе Брайля, читать по-зрячему не мог. Но остаточное зрение использовал для пространственной ориентировки. Но, вообще, я никогда не чувствовал себя инвалидом, не считал, что чем-то ущемлён в жизни.
Мне всегда казалось, что инвалиды — это люди с больным сердцем, которые не могут без отдышки на третий этаж подняться. А я рос крепким, здоровым, любил бегать, прыгать, участвовать во всех подвижных играх.
— Почему Вы решили стать учителем математики?
— В шестидесятые годы большинство выпускников не учились дальше, а шли работать на учебно-производственные предприятия (УПП) Всероссийского общества слепых. Тогда там платили достойные зарплаты. И рабочих мест было много… Но некоторые парни и девушки всё-таки поступали в вузы.
Сначала я тоже думал стать рабочим УПП. Но в старших классах меня заинтересовала физикой и математикой наша школьная учительница физики Юлия Алексеевна Кладова. Именно она повлияла на выбор профессии. Позднее, учась в институте, я смог убедиться в том, что в школе нам давали крепкие знания. Я был хорошо подготовлен к учёбе в вузе, не затерялся среди своих зрячих ровесников. Раньше я не задумывался об этом… Но став студентом, стал испытывать искреннюю благодарность к родной школе. И мне захотелось тоже там работать.
— Какие особенности необходимо учитывать, когда математика преподаётся незрячим детям?
— Для незрячих детей особенно важно развивать пространственное воображение. И этому способствует геометрия. Ребёнок должен представлять, что шкаф и комната — это прямоугольные параллелепипеды, а здание Пентагона (министерства обороны США) — пятиугольная призма.
Знание геометрии помогает незрячим, особенно незрячим с рождения, получить адекватное представление об архитектуре, ведь любая архитектурная конструкция, любое здание состоит из геометрических форм.
Школьный курс информатики, разумеется, тоже адаптируется для незрячих детей. Мы разбираем программы экранного доступа и другие специальные программы, созданные для инвалидов по зрению.
— Математика в любой школе считается одним из самых сложных предметов.
— Я стараюсь излагать материал просто, доходчиво. Но, с другой стороны, чтобы освоить математику, правила, алгоритмы необходимо заучивать. Некоторые ученики ничего учить не хотят… Их отговорка звучит так: «А я не понял…» Но в математике, чтобы грамотно использовать какой-то алгоритм, его необходимо сначала запомнить.
Поэтому я прошу учеников запоминать математические правила, даже если они сначала кажутся непонятными… А я со своей стороны готов снова и снова объяснять трудные темы, возвращаться к ним.
Изучение математики напоминает строительства дома по кирпичикам. Если не освоил одну тему, то трудно понять следующую. Это нужно учитывать и учителю, и его воспитанникам.
— Расскажите, пожалуйста, о каком-либо запомнившемся случае на уроке.
— Меня всегда радует, когда дети проявляют математические способности, интерес к математике. Однажды мы проходили нестандартные уравнения. И одна девочка предупредила меня перед занятием, что из-за плохого самочувствия она не смогла сделать домашнее задание. Но на уроке она с лёгкостью решила нестандартное уравнение, увидев, что в данном конкретном уравнении используется формула разности квадратов.
В математике недостаточно знать формулы, нужно также уметь их применять. Почему мне запомнился этот случай? По моим планам, чтобы успешно справляться с заданиями на уроках, дети должны прийти с выполненным домашним заданием. Эта девочка домашнее задание не сделала, но благодаря своим математическим способностям блистательно решила поставленную задачу! Конечно, я поставил ей пятёрку и выразил своё восхищение.
С другой стороны, есть ученики, которые вроде бы дисциплинированно делают все домашние задания, учат формулы, но в конкретном уравнении они не способны «увидеть» ту формулу, которую они прекрасно знают.
— На самом деле, не всем даётся математика.
— Моя задача как педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить, раскрыть математические способности «звёздочек», а с другой стороны, дать всем детям, в том числе и тем, кому математика не даётся, минимум математических знаний. Математика — это гимнастика ума. Незрячим людям этот предмет помогает в будущем осваивать программирование, GPS-навигацию и многие другие дисциплины.