Аветисов С.Э., Амбарцумян А.Р.
ФГБУ «НИИГБ» РАМН, Москва
В 1990 г. для прижизненного обследования переднего отрезка глаза Charles Pavlin с соавторами разработали метод высокочастотной ультразвуковой биомикроскопии (УБМ), который, однако, применяется в клинической практике недостаточно широко не только из-за ограниченной доступности оборудования нового поколения, но и в связи с дефицитом информации о потенциальных возможностях его использования. Настоящее сообщение посвящено одной из многочисленных областей применения этого метода.
Как известно, глаз – один из самых визуализируемых органов. Во-первых – благодаря анатомо-топографическим преимуществам. А во-вторых, визуализации способствуют рутинные и специальные диагностические методы, которые развиваются и совершенствуются (слайд 1). В переднем отрезке есть хорошо визуализируемые и трудно визуализируемые структуры. К последним относятся структуры, образующие заднюю камеру глаза, так называемые немые зоны, для визуализации которых используются циклоскопия и эндоскопия, которые не всегда осуществимы в силу известных причин.
Метод ультразвуковой биомикроскопии имеет преимущество перед всеми существующими методами, благодаря тому что дает возможность прижизненно визуализировать все анатомические структуры переднего отрезка, в том числе и в условиях снижения прозрачности оптических сред.
Ультразвуковое исследование как способ диагностики в офтальмологии используется с 50-х годов прошлого века. Современная техника позволяет получать ультразвуковые колебания различной частоты и интенсивности (слайд 2).
Согласно законам физики, чем больше частота излучаемого ультразвука, т.е. чем меньше длина волны, тем больше разрешающая способность ультразвукового аппарата. При этом по мере увеличения частоты излучателя значительно уменьшается зона визуализации сканируемых структур. Высокочастотное сканирование в диапазоне от 35 до 100 МГц, которое лежит в основе ультразвуковой биомикроскопии, дает возможность визуализации значительно меньшей зоны в сравнении с традиционным В-сканированием – это только передний преэкваториальный отрезок глаза – от 2 до 15 мм. Зато высокая разрешающая способность обеспечивает визуализацию с микроскопическим разрешением, как при световой биомикроскопии – поэтому авторами для обозначения метода и был предложен термин «ультразвуковая биомикроскопия».
Таким образом, УБМ обеспечивает визуализацию следующих анатомических структур: конъюнктива, роговица, эписклера и склера, радужка, хрусталик со связочным аппаратом, цилиарное тело (pars plicata, pars plana), периферическая (преэкваториальная) часть сосудистой оболочки и сетчатки, передний отдел стекловидного тела, передняя камера, угол передней камеры, задняя камера, а также придаточный аппарат глаза (веки, пальпебральная часть слезной железы и т.д.).
УБМ применяется в диагностике патологических состояний переднего отрезка и придаточного аппарата глаза, проявляющихся нарушениями анатомической структуры. Поэтому метод используется для оценки состояний, которые мы условно разделяем на индуцированные воспалительными, опухолевыми, дистрофическими, пролиферативными процессами и травмой, для анализа результатов различных хирургических вмешательств, визуализации переднего отрезка при снижении прозрачности оптических сред и при комбинированных поражениях. Целью настоящего исследования была оценка возможностей УБМ в диагностике и мониторинге различных типов иридокорнеального эндотелиального синдрома (ИКЭС), являющегося одним из видов иридоцилиарных дистрофий.
Термин «иридокорнеальный эндотелиальный синдром» объединяет 3 варианта клинических манифестаций одного патологического процесса – это синдром Когана-Риза, прогрессирующая атрофия радужки и синдром Чандлера. Этиология заболевания не совсем ясна, существует лишь множество теорий на этот счет. Известно, что патологический механизм инициируется клетками заднего эпителия роговицы, мигрирующими через зону угла передней камеры на поверхность радужки. Контракция мигрировавшей мембраноподобной ткани ведет к образованию иридокорнеальных синехий и гониосинехий, деформации зрачка, дефектам радужки (слайд 3).
В финале прогрессирования синдрома у большинства пациентов развивается вторичная рефрактерная глаукома.
Типичные пациенты – молодые женщины, как правило, в процесс вовлекается один глаз. Несмотря на характерные патологические изменения роговицы и радужки (слайд 4), диагностика в некоторых случаях может быть затруднительна. Из 29 пациентов с иридокорнеальным эндотелиальным синдромом, обратившихся к нам за последние 6 лет, в 25 случаях заболевание было диагностировано нами впервые.
Причиной ошибочной и/или несвоевременной диагностики, с одной стороны, является отсутствие настороженности у врача ввиду относительной редкости заболевания, а с другой – вариабельность клинической картины, которая может напоминать другие патологические состояния с похожими изменениями переднего отрезка глаза.
Ультразвуковую биомикроскопию проводили по стандартной методике с применением трех алгоритмов сканирования в серо-шкальном и цветном режимах. Критериями оценки служили рельеф поверхности, рефлективность, гомогенность, количественные параметры и пространственные взаимоотношения анатомических структур (слайд 5).