Интервью с д.м.н., профессором, заведующей кафедрой детской офтальмологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Эльвирой Ирековной Сайдашевой
Д.м.н., профессор Э.И. Сайдашева с 2009 года является заведующей кафедрой детской офтальмологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Профессиональная деятельность героини нашей публикации также связана с Детской городской больницей № 1, ведущим педиатрическим стационаром клинического уровня в Северной столице. С 2010 года Эльвира Ирековна руководит офтальмологической службой этого медицинского учреждения. Профессор Э.И. Сайдашева является главным детским офтальмологом Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и главным детским офтальмологом Северо-Западного федерального округа РФ. В беседе с корреспондентом газеты «Поле зрения» Эльвира Ирековна рассказала о своей лечебной, научной и педагогической деятельности, поделилась мыслями об особенностях работы с самыми маленькими пациентами, а также взаимодействии с их родителями и другими членами семьи. Одним из информационных поводов для интервью стал 41-й Конгресс Европейского Педиатрического Офтальмологического Общества (EPOS), который 25-27 июня 2015 года состоялся в Санкт-Петербурге. Э.И. Сайдашева являлась председателем организационного комитета этого представительного научного форума. |
— Эльвира Ирековна, в каждом номере газеты «Поле зрения» публикуются беседы с ведущими российскими и зарубежными учёными-офтальмологами. Наша цель состоит в том, чтобы медики лучше узнали друг друга, познакомились с научными достижениями коллег, могли «сверить часы» в организации лечебной работы. «Поле зрения» также читают пациенты офтальмологических клиник. Наверное, им тоже будет интересно познакомиться с Вами.
— Я благодарю редакцию за возможность выступить на страницах газеты. Мир учёных-офтальмологов достаточно узкий. Мы хорошо знаем друг друга. Часто встречаемся на научных форумах и других мероприятиях. Но газета «Поле зрения» обращается не только к научной общественности. Её читают и врачи практического звена. Надеюсь, что именно для них наша беседа будет полезной.
— Хотелось бы познакомиться с Вами поближе, узнать об основных вехах Вашей биографии, важных событиях в Вашей жизни.
— Я родилась в семье военнослужащего. Папа, Ирек Зиннатович, проходил службу в войсках противовоздушной обороны в Группе советских войск в Германии. Мама, Майя Мухтеевна, работала в военном городке в качестве гражданского специалиста. Местом моего рождения стал город Дрезден.
Потом отца направили в воинскую часть, расположенную в Карелии. Среднюю школу я заканчивала в Петрозаводске. С 1975 года папа проходил службу на территории Башкирии. В 1980 году он вышел в запас и с тех пор посвятил себя общественной деятельности. Уже в течение 35 лет он возглавляет Башкирское отделение Всероссийского общества автомобилистов. В 1975 году я стала студенткой педиатрического факультета Башкирского государственного медицинского института. В 1981 году получила диплом врача.
— Почему Вы решили связать свою судьбу с медициной?
— Выбор профессии в юношеском возрасте — это всегда спонтанное решение… У меня было счастливое детство. И мне захотелось лечить детей, помогать детям. Поэтому и пошла учиться на педиатра.
— У каждой области медицины есть свои особенности, своя специфика. Какими качествами должен обладать врач-педиатр?
— Врач-педиатр должен взаимодействовать не только с юными пациентами, но и с их родителями и другими родственниками. Общение с родственниками бывает необходимо и во «взрослой» медицине, но в педиатрии оно имеет особое значение. Это связано и с юридическим аспектом: взрослый человек, если он является дееспособным, сам даёт согласие на проведение операций, обследований и других медицинских вмешательств. У несовершеннолетних пациентов в роли «законных представителей» выступают родители или опекуны.
Важнейшими качествами врача-педиатра, кроме глубоких медицинских знаний, я считаю коммуникабельность, доброжелательность, душевность… Как правило, родители всегда чувствуют, что врач ответственно, внимательно и сердечно относится к их ребенку. Они благодарны за это и становятся союзниками, помощниками доктора. Благодаря совместным усилиям врачей и родителей у маленьких пациентов пропадает страх перед людьми в белых халатах.
Конечно, иногда возникают ситуации, когда родственники ведут себя неадекватно, не могут справиться со стрессовым состоянием… Но всё-таки — это исключительные случаи. Обычно мне приятно и комфортно работать и с детьми, и с их родителями.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в медицине.
— Во время учёбы в вузе меня в равной мере интересовали все области медицины, особых пристрастий у меня не было. В то время я ещё не думала о научной работе, меня привлекала практическая деятельность врача. На шестом курсе подрабатывала в качестве медсестры в психиатрической больнице. Эта была интересная работа. Думаю, что и в детской психиатрии я могла бы себя проявить, но жизнь сложилась по-другому. После окончания института в течение трёх лет работала участковым врачом-педиатром в Уфе. С 1984 года по 1990 год работала неонатологом в Детской городской больнице № 7 города Уфы. Меня заинтересовала неонатология как наиболее динамично развивающаяся специальность. Я была рада, что получила возможность работать в этой сфере.
В восьмидесятых годах в Советском Союзе неонатология — раздел медицины, изучающий новорожденных и младенцев — стала рассматриваться как самостоятельная медицинская специальность.
Жизнь показала, что нужны специалисты, которые специализируются на лечении пациентов в первые дни, недели и месяцы их жизни. Особенно это актуально для недоношенных детей, а также младенцев с врождёнными патологиями.