V Научно-теоретическая конференция
23 сентября 2016 года, Подмосковье
Организаторы конференции: ФГБНУ «Научно-исследовательсткий институт глазных болезней»;
Коордиционный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
Московское научное общество офтальмологов.
23 сентября 2016 года в Солнечногорском районе Московской области в отеле «HELIOPARK Lesnoy» прошла V Научно-теоретическая конференция «Дискуссионные вопросы офтальмологии». Организаторы сделали все возможное, чтобы участники конференции получили самые приятные впечатления от научной программы и возможность отдохнуть после тяжелого мозгового штурма. Опыт предшествующих четырех конференций подтвердил эффективность выбранного формата мероприятия. Если затрагивается актуальная тема, то возникает активный диалог, где каждый из участников предлагает свою точку зрения; именно так происходит обмен мнениями, который в будущем может вылиться в научное открытие. Подобные проблемные обсуждения расширяют рамки знаний, позволяют увидеть взаимосвязи между научными наработками, основанными на обобщении практического опыта многих предшественников.
В работе V конференции «Дискуссионные вопросы офтальмологии» приняли участие 120 специалистов, среди которых были постоянные участники, а также участники-дебютанты. Такое представительство позволяет постепенно оформить общее видение проблемы и пути ее решения, с другой — каждый раз за счет новых представителей удается распространять свежие идеи, которые возникают по спорным вопросам.
Тема V конференции была сформулирована модераторами — академиком РАН, профессором С.Э. Аветисовым (Москва) и профессором В.П. Еричевым (Москва) — следующим образом: «Глаукома и венозные окклюзии: проблема в проблеме».
Перед началом работы конференции к.м.н. Т.В. Соколовская зачитала приветствие участникам и организаторам конференции от генерального директора ФГАУ «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова», профессора А.М. Чухраёва, в котором, в частности, было отмечено, что актуальность тематики конференции не снижается в силу того, что глаукома действительно — это «проблема в проблеме». «Без систематизации, детального анализа сложившихся реалий не представляется возможным выработка действенных мер, призванных нарушить имеющуюся тенденцию роста заболеваемости глаукомой».
Со вступительным словом, которое носило характер научного введения в проблему, выступил научный руководитель ФГБНУ «НИИГБ», академик РАН С.Э. Аветисов. Обращаясь к экспертам, С.Э. Аветисов высказал пожелание, чтобы обсуждаемые применительно к офтальмологии вопросы были освещены в формате общемедицинской характеристики сочетанных заболеваний вообще.
«Первое, что мы должны иметь в виду, это то, что говорить о сочетанных заболеваниях можно только тогда, когда каждое заболевание имеет собственную этиологию, присущую этому заболеванию, и собственный патогенез.
Второе. Необходимо четко разделять понятия: следствие (осложнение), симптом и сочетание заболеваний; причем необходимо иметь в виду, что в определенный временной период следствие заболевания может стать самостоятельной нозологической формой. В контексте обсуждаемой проблемы можно привести пример: тромбоз в исходе может сочетаться с повышением ВГД, и мы можем считать его вначале симптомом, но через некоторое время мы говорим о самостоятельной нозологической единице: это — постромботическая, неоваскулярная, вторичная глаукома.
Третье. Сочетанное заболевание развивается, как правило, последовательно, то есть одно — на фоне другого, но в принципе возможны случаи, когда они возникают одновременно, но здесь необходимо учитывать одно обстоятельство, что одновременное возникновение в ряде случаев является следствием недиагностированного одного из заболеваний. Пример: тромбоз вен сетчатки, и при детальном обследовании больного вдруг выясняется, что у него существуют проблемы с гидродинамикой, то есть глаукома.
Четвертое. Сочетанные заболевания могут иметь как специфические, так и общие симптомы, и при этом формировать новый симптомокомплекс по типу известного в патофизиологии порочного круга. Пример: повышение ВГД — это симптом, который может быть и при глаукоме, и при тромбозе, но при формировании вторичной глаукомы в симптомокомплексе, где присутствует повышение ВГД, есть еще один симптом, который не характерен для первичной глаукомы — неоваскуляризация радужки и угла передней камеры.
Пятое. Совокупность сочетанных заболеваний может отягощать течение каждого или одного из них в плане суммирования структурных и функциональных изменений. Прежде всего, необходимо сказать о зрительном нерве, о его интраокулярной части, где возникновение тромбоза именно в этой зоне может усугублять те изменения, которые возникли уже вследствие первичной открытоугольной глаукомы.
Шестое. Потенциальная общность симптомов сочетанных заболеваний может осложнять диагностику и мониторинг каждого из них. Первый пример — изменения поля зрения, которые могут возникнуть и при глаукоме, и при тромбозе; здесь важное значение имеет дифференцированная оценка выявления основной причины изменения поля зрения в конкретном случае.
Седьмое. Следует также учитывать неблагоприятное воздействие терапии одного заболевания на другое, то есть иногда выбор терапии при сочетании заболеваний затруднен именно в силу этого обстоятельства. В качестве примера можно привести применение простагландинов в качестве гипотензивной терапии при глаукоме; мы знаем, что одно из побочных действий этих препаратов связано с негативным влиянием на сетчатку, в частности, декларируется возникновение кистозного макулярного отека и др.
То есть изменения в сетчатке вследствие тромбоза в плане лечения могут усугубляться, и необходимо думать, следует ли продолжать это лечение или что-то менять».