Никто не выступил против посещения храма
С 2011 года на территории дома-интерната действует Храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Далеко не все знают, что архитектором этого храма, так же как и многих других современных храмовых комплексов во многих регионах России, является Вячеслав Николаевич Ижиков, архитектор из Переславля-Залесского, инвалид-колясочник. Храм является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Его настоятель — насельник Лавры, иеромонах Феофилакт (Кириллов).
Прихожанкой православной общины стала и кандидат педагогических наук, заместитель директора дома-интерната по научно-экспериментальной работе (есть здесь и такая должность!) Е.А. Заречнова. В доме-интернате она работает с 1982 года. Было интересно узнать у Елены Анатольевны, почему возникла необходимость в строительстве храма, какое значение он имеет для детского дома?
— Думаю, что храм стал одним из символов дома-интерната. Деятельность нашей православной общины, состоящей из сотрудников, воспитанников, их родителей и родственников, можно назвать «духовной инклюзией». Почему я упомянула этот термин? Храм посещают не только верующие, имеющие отношение к нашему учреждению.
К нам приходят и жители близлежащих микрорайонов Сергиева Посада. Дом-интернат находится на окраине древнего города, в его современной части. Раньше здесь не было культовых сооружений.
Здоровые люди, их дети видят с каким трепетом и вниманием дети-инвалиды участвуют в церковных службах. У нас есть незрячие дети с прекрасным слухом, которые поют на клиросе. Глухие дети, в том числе с ослабленным зрением, следят за богослужением с помощью сурдопереводчика. Для слепоглухих организуется индивидуальный тифлосурдоперевод.
Елена Анатольевна отмечает, что всех присутствующих на богослужении, всех гостей дома-интерната поражает и восхищает искренняя религиозность детей-инвалидов.
На эту особенность обратил внимание и Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в социальное учреждение.
— Есть мнение, что дети-инвалиды находятся ближе к Богу, что они являются блаженными. Я не рискну рассуждать на эту тему, так как не являюсь богословом, а обычной прихожанкой храма. Но как многолетний сотрудник дома-интерната могу сказать, что храм нам нужен, так как наши дети — особенные.
В реабилитационном учреждении живут и учатся не только дети и взрослые из православных семей. Есть здесь и представители других вероисповеданий. А кто-то у себя дома вообще не сталкивался с религией. Не возникает ли из-за этого каких-то недоразумений?
— Посещение храма и православной воскресной школы, которая также действует в доме-интернате, является делом добровольным. Оно происходит в свободное время детей и сотрудников, без какого-либо ущерба для учебного и реабилитационного процесса. Мы всегда получаем согласие и ребёнка, и его родителей или опекунов.
Детей из других конфессий мы никогда не вовлекали в жизнь общины, не предлагали им принять православие. Впрочем, они тоже посещают храм. Просто как гости. Без участия в церковных таинствах. За все годы существования храма никто из детей или родителей других вероисповеданий не выступил против посещения храма. Нет никакой проблемы в том, чтобы православный человек пришёл с ознакомительной целью в мечеть, синагогу или буддистский дацан. Точно так же и представители других религий могут быть желанными и уважаемыми гостями в православном храме.
— Каким образом создавалась община дома-интерната?
— В середине девяностых годов к нам в гости приехал московский священник, владеющий жестовым языком. Он смог напрямую пообщаться с нашими глухими и слепоглухими воспитанниками. Эта встреча произвела на детей большое впечатление, они с интересом и вниманием воспринимали рассказ батюшки. Московский гость поинтересовался, почему у нас нет контактов с Троице-Сергиевой Лаврой, которая располагается в нашем городе и является одним из важнейших духовных центров России.
Елена Анатольевна рассказывает, что визит священника побудил сотрудников дома-интерната обратиться к наместнику Лавры с просьбой о духовном содействии. Обращение было услышано. В течение долгих лет духовным наставником детей и воспитателей являлся иеромонах Зенон (Кузьмин). После его кончины эту миссию перенял о. Феофилакт (Кириллов). Оба священнослужителя изучили дактильную азбуку и основы жестового языка.
— Мы долго мечтали о храме, искали средства. В это время был оборудован домовой храм в нескольких комнатах дома-интерната. Но он не вмещал всех желающих и, конечно же, не мог заменить «полноценной» церкви. Строительство продолжалось в течение двух лет, с 2009 года по 2011 год.
Что даёт Елене Анатольевне посещение храма? С какими чувствами она уходит после богослужения?
— Я ощущаю, что Благодать Божья покрывает всех нас, в том числе детей и взрослых с самой тяжёлой инвалидностью. У нас есть гиперактивные дети, которых в доме-интернате буквально не утихомирить, но в храме они ведут себя удивительно тихо. В этом храме есть свои особенности. Например, некоторые дети не могут исповедоваться. Их причащают без исповеди, что полностью соответствует церковным канонам.
Храм — это душа дома-интерната. Этими словами всё сказано.
Фотографии Ильи Бруштейна и из архива Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов