Судьбы воспитанников — забота директора
Будучи директором крупного учреждения, Галина Константиновна должна справляться с валом административной работы. Но о каждом из 200 воспитанников она может что-то рассказать, всех помнит поимённо. И о выпускниках директор может говорить бесконечно.
«В этом году две наши выпускницы Виктория Мурашкина и Анастасия Ильиных поступили учиться в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Это две незрячие девушки, у которых не было проблем со слухом, но имеется целый букет других заболеваний. Именно поэтому они у нас и находились. Несмотря на ограничения здоровья, мне очень приятно, что наши выпускницы смогли продолжить образование. По моей информации, в Курске они хорошо прижились, нашли новых друзей».
Также она с удовольствием рассказывает ещё об одном выпускнике, Владиславе Шакине, тотально незрячем с ослабленным слухом, который в настоящее время учится на юриста в колледже города Королёва Московской области.
Галина Константиновна следит за судьбами выпускников не только из чувства милосердия и гуманизма. Для неё как для педагога очень важно, чтобы знания, навыки и умения, полученные за годы жизни в доме-интернате, поддерживались и развивались в дальнейшем.
«Многие наши воспитанники, в том числе мальчики и девочки с ментальными нарушениями, научились самостоятельно пользоваться стиральной машиной. Они могут не только постирать свои вещи, но и погладить их, аккуратно разложить в шкафу. При необходимости они быстро найдут нужную вещь, самостоятельно оденутся…
Мы учим своих воспитанников участвовать в приготовлении пищи, накрывать на стол, убирать со стола. Дети гордятся тем, что они многое знают и умеют, несмотря на серьёзные ограничения. Но если эти и другие навыки во взрослой жизни оказываются невостребованными, никому не нужными, то может произойти деградация личности. Слепоглухие люди, при любом уровне интеллектуального развития, обладают очень ранимой, лабильной психикой. У них может начаться депрессия и даже появиться угроза суицида».
Чтобы этого не произошло, в Сергиевом Посаде регулярно проводятся семинары для работников учреждений, оказывающих реабилитационные услуги слепоглухим и другим инвалидам со «сложной структурой дефекта». Галина Константиновна как признанный эксперт в реабилитации слепоглухих регулярно выступает перед своими коллегами и родителями инвалидов. И для самих бывших воспитанников она является авторитетом, помогающим им «не потеряться» во взрослом мире.
Но это только часть работы Галины Епифановой. В настоящее время на территории дома-интерната, вернее, на соседнем земельном участке, проходит строительство современного реабилитационного центра для слепоглухих. Г.К. Епифанова активно участвует в разработке концепции нового центра.
«Это учреждение будет предназначено для взрослых людей. Слепоглухие со всей страны смогут регулярно туда приезжать, проходить различные реабилитационные курсы, обучаться ремёслам, например, лозоплетению, переплётному и гончарному делу и т.д. Также там будут условия для занятий адаптивной физической культурой. Одновременно планируется проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров для российских и зарубежных специалистов, работающих со слепоглухими».
Новый Центр изначально не предназначен для постоянного проживания слепоглухих людей. Они смогут приезжать туда на время: от нескольких дней до нескольких месяцев. Но при необходимости кто-то из инвалидов может и постоянно «прописаться» в новом центре.
В последние годы в различных городах нашей страны появились программы сопровождаемого проживания слепоглухих и других категорий инвалидов, когда люди живут в обычных квартирах в многоэтажных домах. В квартире постоянно находится социальный работник, оказывающий помощь в организации быта и других вопросах. Коллеги, опекающие слепоглухих в подобных проектах, нередко обращаются к Галине Константиновне за советом.
«Недавно у меня произошла встреча с нашей выпускницей восьмидесятых годов Людмилой Михайловой из Вологодской области. Она — слабовидящая глухая. Я прекрасно помню, что в нашем доме-интернате она всегда была девочкой умненькой, бойкой, шустрой, контактной. Мамы у неё не было. После окончания школы её забрала к себе взрослая сестра. Люда вышла замуж, родила здорового ребёнка, потом, правда, развелась… Сейчас у неё уже взрослая дочь, которую она самостоятельно достойно воспитала. Несмотря на свою инвалидность, Люда устроилась на работу в коммерческую фирму. Она работает на компьютере, владеет делопроизводством. Выглядит она очень ухоженно. Производит впечатление успешной деловой женщины. У неё есть своё жильё. Когда я с ней пообщалась, то просто расплакалась от счастья, от радости за свою воспитанницу».
Этот простой рассказ директора прекрасно передаёт суть её работы. Когда судьбы воспитанников в целом успешно складываются (пусть и с какими «шероховатостями») — это главная награда для Г.К. Епифановой. Поведала она и о судьбе другой воспитанницы. Здесь дела пошли далеко не так благополучно. Слабовидящая глухая девушка вышла замуж за слабовидящего глухого парня. У них родился сын Коля. Ребёнок с тяжелейшей инвалидностью: слепой, глухой, с ДЦП. Его жизненные перспективы гораздо более туманные, чем у обоих родителей.
Семья живёт в Ярославской области. Послать своего сына в Сергиев Посад родители не хотят, надеются воспитать его сами. С другой стороны, получить необходимую — профессионально грамотную и адекватную ситуации! — помощь по месту жительства пока не получается.
Когда слушаешь этот рассказ, невольно возникает вопрос: а нужно ли людям с такой тяжёлой инвалидностью становиться родителями? Правильно ли обрекать будущего ребёнка на пожизненные страдания? «На этот вопрос нет однозначного ответа, не нужно никого осуждать и походя выносить моральный вердикт, — осторожно отвечает Галина Константиновна. — В некоторых случаях беременность может быть опасной и для матери, и для ещё не родившегося ребёнка. Порой от родительской роли по объективным причинам лучше отказаться. Но, с другой стороны, жизнь всегда сложнее шаблонных схем. Люди с тяжёлой инвалидностью тоже хотят быть родителями. Наша воспитанница стремилась стать матерью и сознательно пошла на риск. Думаю, что никто не вправе бросить в неё за это камень. А дети с инвалидностью рождаются и у совершенно здоровых родителей».
Эту историю Галина Константиновна рассказала не для того, чтобы выносить на публику подробности чужих судеб. Ей было важно показать, с какими ситуациями директор дома-интерната сталкивается ежедневно. В этой работе перемешаны человеческие трагедии и маленькие радости, связанные с успешной реабилитацией.
Ещё об одной жизненной истории, с которой столкнулась Г.К. Епифанова, нельзя не рассказать. Гюльчатай Есимбаева. Слабовидящая глухая родом из Казахстана. В доме-интернате провела двенадцать лет. После окончания школы переехала в Астраханскую область. Вышла замуж за слабовидящего глухого. Родила здоровую дочку. «Гюльчатай — замечательный человек. Очень трудолюбивая, выносливая девушка, приспособленная к жизни, готовая к любым жизненным трудностям и перипетиям, — характеризует свою воспитанницу Галина Константиновна. — Такой человек не может просто сидеть дома, получать пенсию и заниматься домашними делами. Гюльчатай — глухая, слабовидящая! — устроилась санитаркой в больницу и заслужила уважение в коллективе. Сейчас ей 30 лет».
Недавно Г.К. Епифанова получила по электронной почте письмо от Гюльчатай. У неё произошла отслойка сетчатки. Глухой человек опасается наступления полной слепоты. «Её могли бы и бесплатно прооперировать в Астраханской области. Но я решила, что лучше провести операцию на платной основе, в Москве, в одном из федеральных офтальмологических центров. Хотелось быть уверенной, что человек получит максимально возможную, оперативную и квалифицированную помощь».
Галина Константиновна быстро нашла средства на проведение операции. Благотворители, помогающие дому-интернату, как правило, по просьбе директора готовы оказать содействие и его бывшим воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Операция прошла успешно. Как православный человек я молю Бога, чтобы Гюльчатай больше не сталкивалась с угрозой слепоты, чтобы остаток зрения сохранялся у неё до конца жизни».