Баян стали использовать на сцене в дуэте с пишущей машинкой. Как только это приспособление утратило своё значение для печати текстов, его сразу же открыли композиторы в качестве нового ударного инструмента.
На баяне продолжают исполнять и традиционный репертуар: русские народные песни, произведения советских композиторов. Таким образом, «закат баяна» одновременно стал для молодых баянистов новым шансом. Они смогли по-новому взглянуть на свой инструмент. Да, народной любви к баяну стало меньше, зато к нему возрос интерес среди знатоков музыки.
— Известно, что баян считают очень душевным инструментом. Это действительно так?
— Если говорить профессиональным языком, то «тесситура баяна» (преобладающее расположение звуков по высоте) среди всех музыкальных инструментов в наибольшей мере соответствует человеческому голосу. Мы воспринимаем баян практически так же как и человеческий голос. Баян не просто играет, он — поёт.
Мех баяна — это его душа. Музыкант может определять не только силу, но и протяжённость звука (так же как певец во время исполнения вокальной партии). Мех наполняет звук естественным дыханием. Баян воспринимается не как неодушевлённый объект, а как живое существо.
Это удивительный инструмент! Баян может петь, а может — разговаривать, может грустить, а может — веселиться. Он не только способен имитировать игру органа или всего симфонического оркестра, но и пение хора. На баяне можно исполнить и разудалую «Мурку», и произведения Моцарта, Баха и Бетховена.
— Какие качества, необходимые для настоящих баянистов, Вы стремитесь воспитать в своих учениках?
— Кроме технических навыков владения инструментом, для баяниста важны темперамент, выразительность, эмоциональность, кураж. Настоящий баянист — это лидер! Он должен быть человеком энергичным, волевым, в хорошем смысле слова, шебутным и рисковым. Его задача состоит в том, чтобы «завести», зажечь публику, повести её за собой.
Это важно для исполнения любого произведения на баяне: и русской народной песни, и современной музыки, и классического репертуара. Баян доступен и для прекрасного пола. Но девушка должна быть заводилой, душой компании.
— Пётр Васильевич, а что же делать, если человек по своей натуре скромный, робкий, застенчивый, нерешительный?.. Среди незрячих и слабовидящих таких — очень много. У этих людей нет шанса стать хорошими баянистами?
— Надо стремиться изменить свой характер! Музыкальное творчество плохо сочетается с робостью и нерешительностью. Для баяниста эти качества просто смертельны! Слушатель почувствует фальшь. Не только конкретная нота может быть фальшивой, но и сам образ, стиль поведения баяниста.
Виртуозное владение этим инструментом предполагает недюжинное физическое и душевное здоровье. Поэтому всем своим ученикам я настоятельно рекомендую не забывать о физкультуре, спорте и здоровом образе жизни, если они хотят быть на «ты» с баяном.
— Незрячие баянисты испытывают дополнительные сложности из-за того, что они не могут установить зрительный контакт с публикой?
— У них нет никаких дополнительных трудностей, так как слепые и зрячие люди говорят на одном языке — на языке музыки.
Горячее сердце юного музыканта
Мне довелось не только пообщаться с П.В. Дудошниковым, но и познакомиться с двумя его учениками. Павлу Ожегову из города Коряжма Архангельской области восемнадцать лет. Незрячий с рождения. В сентябре 2015 года он начал учиться в Курском музыкальном колледже-интернате слепых.
В родном городе Паша учился в обычной средней общеобразовательной школе. Он самостоятельно освоил систему Брайля. Его мама установила контакты с Кировской областной специальной библиотекой для слепых. Из далёкого Кирова по почте в Коряжму регулярно приходили брайлевские книги.
Трудолюбивый, увлечённый музыкой мальчик не только успешно занимался в средней школе, но и окончил полный курс детской музыкальной школы по классу баяна. Обучение велось только на слух, так как никто в его маленьком северном городке не мог обучить юного музыканта «нотной системе Брайля».
— Моя мама заказывала брайлевские ноты для баяна из Кирова, и я сам пытался в них разобраться. Но, честно говоря, нотную грамоту я освоил плохо. Этот пробел мы сейчас восполняем с Петром Васильевичем. Я очень рад, что мне достался такой опытный и терпеливый учитель.
В сентябре 2014 года Павел был награждён высокой общественной наградой — знаком «Горячее сердце», учреждённым Фондом социально-культурных инициатив под руководством Светланы Владимировны Медведевой, супруги премьер-министра РФ. Награду талантливому мальчику вручил главный федеральный инспектор по Архангельской области Николай Николаевич Шилин, который приехал в его родной город.
Знак «Горячее сердце» — это выражение признательности детям и молодым людям до 23 лет, которые, несмотря на юный возраст, уже успели проявить гражданское мужество, отвагу, силу воли, милосердие, бескорыстие, упорство в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Эту награду присуждают юным россиянам, проявившим отвагу на пожаре, при спасении утопающих, активным общественникам и т.д. Павел был награждён не только за музыкальные таланты, но и за активное участие в работе городского общества инвалидов города Коряжма, где он на общественных началах стал одним из организаторов и активных участников хора.
— Городок Коряжма — небольшой. Там живёт около тридцати семи тысяч человек, — рассказывает Павел. — Местная организация Всероссийского общества слепых (ВОС) здесь практически не функционирует, поэтому я стал членом Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Когда был создан хор, то я сначала расстроился, что в нём совсем нет моих ровесников, одни бабушки… Но потом я подружился с бабушками, и мы прекрасно общаемся. Они с большим удовольствием поют песни под аккомпанемент баяна. Любимая песня нашего хора — «Вот кто-то с горочки спустился…»
Участие в работе хора позволило Павлу приобрести полезный и редкий для мужчины навык — он научился вязать: «Я умею вязать тапочки, носки, варежки, шарфы. Всему этому меня научили наши бабушки из хора… Вязание — это лучший отдых после музыкальных занятий. Оно способствует расслаблению и душевной гармонии. Парни в колледже удивляются, почему я сам вяжу себе носки, если их можно купить в любом магазине… А несколько девушек уже просили меня дать им уроки вязания, так как в детстве их этому никто не научил».
Александру Зорину, также как и Павлу Ожегову, восемнадцать лет. Он тоже незрячий с рождения. Родился и вырос в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, родном городе его учителя П.В. Дудошникова.
— Играть на баяне я начал с восьми лет. В Ленинск-Кузнецке окончил детскую музыкальную школу № 12. Мой школьный учитель по баяну Виктор Кузьмич Куратов — тоже незрячий. Мне хочется связать свою жизнь с музыкой. Поэтому я и стал студентом Курского музыкального колледжа-интерната
слепых. Главная моя мечта — быть солистом, выступать на большой сцене, участвовать во всероссийских и международных конкурсах баянистов. Ради осуществления этой мечты я готов упорно работать.
Окончание в следующем номере
Фотографии Ильи Бруштейна и из архива Курского музыкального колледжа-интерната слепых