В пятом номере газеты «Поле зрения» за 2012 год был опубликован репортаж «Всегда спеши к своей звезде», посвящённый Курскому музыкальному колледжу-интернату слепых Министерства труда и социальной защиты РФ. В ноябре 2015 года ведущий рубрики «К незримому солнцу» вновь отправился в командировку в Курск. Ему довелось не только пообщаться со студентами и преподавателями колледжа, но и побывать на VI Международном детско-юношеском фестивале-конкурсе незрячих музыкантов-исполнителей. В этом мероприятии приняли участие 75 детей и подростков — инвалидов по зрению в возрасте от 8 до 18 лет из 37 регионов России, а также Беларуси, Украины, Казахстана и Узбекистана.
В этом номере газеты нас ждёт встреча с директором колледжа С.Г. Попковым, старейшим и опытнейшим преподавателем П.В. Дудошниковым, а также двумя незрячими студентами-первокурсниками, которые увлечённо и упорно осваивают премудрости игры на баяне. В следующем номере рассказ об уникальном учебном заведении из Курска будет продолжен. Мы также встретимся с юными конкурсантами, а также их учителями.
Самый настоящий вундеркинд!
С 11 по 13 ноября, во время работы фестиваля-конкурса, рабочий день директора колледжа, заслуженного работника культуры РФ, почётного работника Министерства труда и социальной защиты РФ С.Г. Попкова был расписан по минутам. Поэтому нам удалось встретиться уже после окончания мероприятия, когда итоги были подведены и конкурсанты разъехались по домам. — Лауреаты конкурса были награждены ценными подарками — различными электронными гаджетами, которые пригодятся им в жизни и в творчестве. Но мне думается, что главный приз в нашем конкурсе — это выбор жизненного пути многими его участниками. Самые популярные специальности для незрячих и слабовидящих — массажисты и музыканты. Но между этими специальностями есть существенная разница.
Успешно освоить массаж можно и в зрелом возрасте. А для музыкального творчества целесообразна ранняя профессиональная ориентация. Большинство музыкантов — вне зависимости от их зрительных возможностей — уже в детстве выбрали свой жизненный и профессиональный путь.
Участие в конкурсе для мальчишек и девчонок, приехавших в ноябре 2015 года в Курск, стало знаковым событием. Многие из них подходили ко мне и говорили о своём желании поступать в наш колледж и другие профильные высшие и средние специальные учебные заведения.
— По Вашему мнению, это не просто детский самодеятельный конкурс, а смотр будущих профессиональных музыкантов?
— Значительная часть этих детей и подростков уже сегодня выбрали музыку в качестве своей профессии. Поэтому они очень серьёзно, ответственно, целеустремлённо и дисциплинированно готовились к конкурсу. В этом смысле юных музыкантов можно сравнить с юными спортсменами, в том числе олимпийцами и паралимпийцами. В музыке, как и в спорте, таланты, как правило, выявляются очень рано, а их «огранка» требует многих лет кропотливой работы и самого ребёнка, и взрослых, находящихся рядом.
Но я убеждён в том, что никакого давления на ребёнка, тем более ребёнка с инвалидностью, быть не может. Если ему суждено стать музыкантом, то он им станет… Если же у него возникли другие интересы, и он не хочет посвящать значительное время музыкальным занятиям — то родителям необходимо с этим смириться. В любом случае, детские музыкальные занятия не пройдут даром. Они способствуют формированию юной личности. Для многих незрячих и слабовидящих детей и подростков музыка становится важной формой самовыражения, вне зависимости от выбранной профессии.
— Станислав Георгиевич, кого из участников и лауреатов конкурса Вы могли бы отметить?
— Хотелось бы назвать лучших из лучших. Лауреатами первой степени в младшей возрастной группе (8-13 лет) в номинации «Инструментальное исполнительство» стали юные пианисты Кирилл Друк из Минска и Николай Попов из Курска. В старшей группе (14-18 лет) победу одержали две девушки-пианистки: Арина Переладова из города Армавира Краснодарского края и Татьяна Рожкова из Владимира. В номинации «Вокал» участвовали только участники от 14 до 18 лет. Гран-при завоевала Юлия Пивень из Армавира, лауреатом первой степени стала Диана Горбунова из Санкт-Петербурга.
Также был вручён целых ряд специальных призов и дипломов. «За сохранение национальных традиций» был награждён Роман Винокуров из Якутска, продемонстрировавший виртуозное владение якутским народных инструментом «кырыымпа». «За лучшее исполнение произведения незрячего композитора» приз получил аккордеонист Арсен Мангасарян из Йошкар-Олы, исполнивший произведение Евгения Дербенко «Старый трамвай».
Особое впечатление на зрителей и членов жюри произвёл самый юный из лауреатов — восьмилетний Кирилл Друк из Минска.
— Признаться, меня особенно тронуло в его исполнении произведение британско-американского джазового композитора и пианиста Джоржа Ширинга «Не трогайте моего Баха». И Кирюша, и Джорж Ширинг — незрячие с рождения… Но, вероятно, их объединяет не только это обстоятельство, но и особая преданность музыке.
— Я бы назвал Кирилла Друка самым настоящим вундеркиндом и открытием нашего фестиваля-конкурса. Слово «вундеркинд» в последние годы почти не употребляется по отношению к талантливым детям, так как существует опасность перехвалить ребёнка, нанести ему психологическую травму. Он якобы может зазнаться…
Но общаясь с Кирюшей и его родителями, понимаешь, что ему эта опасность не грозит. Его нельзя не перехвалить, не переругать… Он настолько увлечён музыкой, что его просто не «оторвать» от рояля. Из таких мальчишек и вырастают настоящие музыканты.
Хотелось бы обратить внимание, что все без исключения лауреаты нашего конкурса занимаются в детских музыкальных школах. Это очень важный аспект. Именно в детской музыкальной школе (детской школе искусств) ребёнок может получить начальное музыкальное образование на солидном, фундаментальном, профессиональном уровне. Индивидуальные занятия с частным педагогом или посещение какого-нибудь музыкального кружка, хора и т.д. не заменят детской музыкальной школы.
Для незрячих детей программа музыкальной школы должна быть дополнена изучением нотной системы Брайля. Незрячие музыканты, как правило, не могут играть с листа, так как при игре почти на всех музыкальных инструментах задействованы обе руки. Но это не значит, что слепому человеку не надо знать нот! Вдумчивый, осмысленный процесс работы над произведением предполагает изучение нотного материала.
— А если в музыкальной школе нет специалиста, который смог бы познакомить маленького человека с «нотным Брайлем»?
— К сожалению, в некоторых регионах мы сталкиваемся с такой проблемой. Некоторые незрячие дети хорошо читают и пишут по Брайлю, но нотной грамотностью так и не овладели. Важно, чтобы специальные (коррекционные) школы для слепых и слабовидящих детей наладили контакты с музыкальными школами своего региона. Обучение музыке незрячего человека исключительно «на слух» — это просто халтура, это погружение в глубокое Средневековье. В древности слепые музыканты «на слух» осваивали музыкальные инструменты. В наше время такой подход неприемлем.