— В рамках фестиваля-конкурса прошёл круглый стол преподавателей музыкальных школ «Актуальные проблемы профессиональной реабилитации детей и молодёжи с особыми образовательными потребностями».
— Этот круглый стол имел для нашего учебного заведения большое значение. В России создана триада музыкального образования: детская музыкальная школа — музыкальное училище (колледж) — консерватория (институт искусств, академия музыки). Наш колледж — это среднее звено в этой триаде.
Успехи колледжа во многом зависят от того, с какими знаниями и навыками, с каким настроем к нам придут абитуриенты. Если парню или девушке не довелось учиться в детской музыкальной школе или выпускник слабо освоил её программу, то учиться в нашем колледже будет очень сложно. Да и эффективность этой учёбы существенно снижается.
— Но всё-таки Вы принимаете в колледж юношей и девушек, которые в детских музыкальных школах не учились?
— Да, мы это делаем из социальных, гуманитарных соображений, чтобы открыть новые жизненные перспективы для юных инвалидов по зрению. Но, с другой стороны, нам хотелось бы повысить качественный уровень абитуриентов, выявить талантливых юных музыкантов и привлечь их в качестве будущих студентов. Это тоже одна из задач фестиваля-конкурса.
— До недавнего времени в мире существовало всего два специализированных музыкальных учебных заведения для инвалидов по зрению: консерватория имени Яна Дейла в Праге и Ваше учебное заведение. В рамках процесса инклюзии чешская консерватория в прошлом году отказалась от своего специализированного статуса и стала общедоступной. Вы не опасаетесь, что подобная судьба может постигнуть и Курский музыкальный колледж-интернат слепых?
— Я бы не хотел комментировать решения, принятые в зарубежных государствах. Чешская общественность сама может судить о том, каким образом в их стране необходимо интегрировать в общество людей с инвалидностью. Но я исключаю, что подобная ситуация произойдёт в России. И это не только моя личная позиция, но и позиция Министерства труда и социальной защиты.
Суть «инклюзии» состоит в том, чтобы дать возможность людям с инвалидностью учиться во всех без исключения учебных заведениях, работать на тех же рабочих местах, что и соотечественники без ограничений по здоровью. На самом деле в обычных музыкальных училищах и вузах учится немало инвалидов по зрению. Однако должны существовать и специализированные учебные заведения.
Далеко не все незрячие и слабовидящие парни и девушки могут учиться в обычном вузе и колледже, жить в общежитии в отрыве от родительской семьи… У нас студенты обеспечиваются бесплатным трёхразовым питанием, всесторонней медицинской помощью (учитывая наличие не только инвалидности по зрению, но и других сопутствующих заболеваний).
У нас имеются штатные социальные работники, которые проводят реабилитационную работу.
— Но не создаются ли таким образом для студентов тепличные условия, своеобразное «инвалидное гетто»?
— Никакого гетто здесь нет. Наоборот, за четыре года, проведённых в нашем колледже, незрячие студенты становятся более самостоятельными, обретают уверенность в себе, закаляют силу воли (а это качество не менее важно для музыканта, чем талант). Ребята начинают самостоятельно ходить по городу с белой тростью, пользоваться общественным транспортом, приобретают знания и навыки в самых разных областях, в том числе в сфере компьютерных технологий.
После окончания колледжа значительная часть наших выпускников поступает в высшие музыкальные учебные заведения или сразу же начинает профессиональную деятельность. Диплом колледжа — также как и любого другого профильного среднего специального учебного заведения — позволяет работать преподавателями детских музыкальных школ. Незрячие и слабовидящие музыканты обладают навыками преподавания и детям-инвалидам, и здоровым детям.
— Вы считаете, что альтернативы специализированным образовательным учреждениям не существует?
— Эти учреждения должны развиваться и совершенствоваться. Мне думается, что оптимальным вариантом стало бы, если бы каждая специальная (коррекционная) школа для слепых и слабовидящих детей во всех регионах страны имела бы свою музыкальную школу, свою художественную школу, свою спортивную школу…
На первый взгляд, это противоречит идеи «инклюзии» в образовании. Но подлинная инклюзия состоит в том, чтобы дети с инвалидностью получили достойное образование и смогли занять подобающее место в обществе.
— Ваш колледж ведёт свою историю со школы незрячих баянистов, созданной в 1945 году. Как изменялось учебное заведение за эти годы и десятилетия?
— Мы гордимся тем, что колледж является ровесником Великой Победы. Школа незрячих баянистов была открыта в Курске в феврале 1945 года, когда вся территория Советского Союза уже была освобождена от врага, до окончательной Победы оставалось всего несколько месяцев, а с фронта на родину потянулись десятки тысяч искалеченных, в том числе ослепших, воинов.
В 1954 году на базе школы баянистов было открыто Курское музыкальное училище-интернат слепых. К этому времени проблема интеграции военноослепших уже была в стране в основном решена. Большинство фронтовиков — мужественных, стойких людей — смогли найти себя в мирной жизни.
Но подрастало новое поколение инвалидов по зрению, для которого и было создано училище. Здесь всегда учились выходцы из всех республик бывшего Советского Союза. И эта традиция продолжается!
У нас и сейчас учатся студенты почти из всех стран СНГ, которые получают образование за счёт средств российского бюджета.
И они не только бесплатно учатся, но и бесплатно питаются, живут в общежитии, получают всю необходимую медицинскую и реабилитационную помощь. Несмотря на трудные отношения с Украиной, к нам и сейчас с удовольствием приезжают на учёбу парни и девушки из этой страны.
До 1971 года в училище действовало только отделение народных инструментов. Потом набор инструментов расширился. Появились фортепьяно, духовые и струнные инструменты. Мы стали готовить профессиональных вокалистов и хормейстеров.
В последние годы большое внимание стало уделяться компьютерным технологиям. Студенты могут приобрести навыки аранжировщиков, звукооператоров, звукорежиссёров. Также у нас можно приобрести профессию настройщика клавишных инструментов, настройщика и ремонтировщика баянов.