— Наша последняя встреча в Курске состоялась в 2012 году. Какие события, произошедшие в жизни колледжа за последние годы, Вы считаете наиболее значимыми?
— Мне думается, что в жизни каждого музыканта самые важные события — это концерты, это встречи с публикой. Каждый год у нас проходят десятки концертов, о которых хотелось бы рассказать. 6 марта 2013 года у нас состоялся отчётный концерт в Москве, в здании Министерства труда и социальной защиты. На этом концерте, который продолжался около часа, присутствовал не только министр Максим Анатольевич Топилин, но и премьер-министр страны Дмитрий Анатольевич Медведев.
В марте 2014 года наши инструменталисты и вокалисты отправились в Сочи, чтобы принять участие в культурной программе XI Паралимпийских зимних игр. В Олимпийском парке было организовано два концерта для спортсменов и болельщиков. Это были незабываемые концерты! Мы смогли почувствовать атмосферу всемирного спортивного праздника.
В апреле 2014 года студенты колледжа были приглашены в Минск для участия в торжествах, посвящённых «Дню единения народов России и Беларуси». Этот праздник ежегодно отмечается в двух странах 2 апреля, так как именно в этот день в 1996 году был подписан договор о государственном единстве двух стран. В Минске мы дали три концерта. Один из них прошёл в Белорусской государственной академии музыки, это одна из ведущих концертных площадок Минска.
В ноябре 2014 года хор дирижёрско-хорового отделения нашего колледжа под управлением почётного работника среднего профессионального образования РФ Олега Рыльцова принял участие в гала-концерте II Международного музыкального фестиваля «Музыка света». Этот концерт проходил в Московском Доме музыки. Фестиваль ставил своей целью привлечь внимание публики к достижениям музыкантов с инвалидностью.
В 2015 году колледж активно участвовал в праздничных мероприятиях в городе Курске и Курской области, посвящённых 70-летию Победы. Наша концертная деятельность была отмечена юбилейной медалью «Победа». Диплом о награде подписал Президент России, председатель организационного комитета юбилейных торжеств В.В. Путин.
В сентябре 2015 года колледж получил диплом за подписью генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. Документ удостоверяет, что наше учебное заведение является «Ассоциированной школой ЮНЕСКО». Этот статус не даёт каких-то материальных преференций, но способствует развитию международного сотрудничества. Нам очень приятно, что такая авторитетная структура, как ЮНЕСКО, заинтересовалась нашим опытом по интеграции людей с инвалидностью.
Какая песня без баяна?..
Заслуженного работника культуры РФ Петра Васильевича Дудошникова с полным правом можно назвать патриархом Курского музыкального колледжа-интерната слепых. Он старейший преподаватель этого учебного заведения и по возрасту, и по стажу работы. Родился будущий музыкант в Сибири, в Кемеровской области, в городе Ленинск-Кузнецке в 1946 году. Незрячий с рождения.
В 1963—1967 годах был студентом (в то время говорили — учащимся) Курского музыкального училища-интерната слепых. Показал себя в качестве яркого, талантливого баяниста. Сразу же после окончания родного учебного заведения был приглашён на должность преподавателя.
Его педагогическая карьера продолжается уже почти пятьдесят лет. Пётр Васильевич воспитал сотни юных баянистов. Одновременно он и сам продолжал своё образование: в семидесятые годы заочно окончил Харьковский институт искусств и Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. П.В. Дудошников влюблён в баян. Об этом инструменте он может говорить бесконечно.
— Мне думается, что главными инструментами для незрячих людей были и остаются баян, аккордеон, гитара и фортепьяно. С помощью них можно и солировать, и аккомпанировать. Теоретически слепой человек может стать и скрипачом, и виолончелистом…
Но в этом случае его профессиональные возможности будут серьёзно ограничены. К сожалению, слепота не даёт возможности музыканту играть в симфоническом оркестре. Во-первых, он не видит сигналов дирижёра, а во-вторых, не может играть с листа, а только по памяти.
— Сохраняется ли среди незрячих и слабовидящих парней и девушек интерес к баяну?
— Интерес к баяну сохраняется. Но роль инструмента в общественной и культурной жизни невозможно сравнить с тридцатыми-семидесятыми годами прош-лого столетия. Именно эти сорок лет можно назвать «золотой эпохой», временем расцвета баяна. Музыкальное произведение «Какая песня без баяна» было создано актёром, композитором и поэтом Олегом Анофриевым в 1972 году.
И оно сразу стало восприниматься как народное. В наше время песню с такими словами — «Если жизнь сложилась словно песня, // Значит, песня сложена про жизнь.// Про родимый край // Так, баян, сыграй, // Чтоб жилось и пелось от души» — Олег Андреевич вряд ли бы написал.
— Что изменилось за эти годы?
— В музыкальной среде баян продолжает обозначаться как «русский народный инструмент». В музыкальных учебных заведениях подготовка баянистов, так же как и аккордеонистов, балалаечников, домристов, ведётся на отделениях русских народных инструментов.
Фундаментальное отличие состоит в том, что ещё в семидесятые годы прошлого века баян действительно был неотъемлемой частью жизни миллионов людей, особенно в сельской местности. Этот инструмент пользовался всенародной любовью. Баянисты и гармонисты были «первыми парнями на деревне». Когда молодёжь собиралась на вечеринки в клубе или у кого-нибудь дома — обязательно звучали баян или гармонь.
Но менялось время, изменился деревенский уклад жизни, он всё больше стал приближаться к городским реалиям — и баян стал восприниматься как инструмент «старомодный», излишне «простой», незамысловатый, «колхозный»… Раньше любые свадьбы, торжества были немыслимы без баяна.
А если сейчас провести эксперимент возле какого-нибудь ЗАГСа, например курского, провести опрос молодожёнов, а также их родственников, нужен ли им баянист на свадьбу, то многие просто не поймут вопроса. Во-первых, традиции коллективного пения уходят в прошлое, а во-вторых, люди уже привыкли петь под фонограмму, а не под живую музыку.
— Мы наблюдаем закат баянных музыкальных традиций?
— Процесс очень противоречивый. С одной стороны, народная любовь к баяну значительно снизилась, да и средства массовой информации, особенно телевидение, не жалуют этот инструмент вниманием. С другой стороны, в последние годы создаётся много современной музыки, в том числе сложной, элитарной музыки для баяна. В ней используются неожиданные ранее эффекты: удары по корпусу, удары по меху, удары по грифу, необычное использование воздушного клапана без извлечения звука…