Профессор В.В. Бржеский (Санкт-Петербург)
Уважаемые коллеги!
Проблема, о которой пойдет речь, достаточно актуальна.
Среди факторов риска развития синдрома «сухого глаза» (ССГ), согласно современным методическим рекомендациям, подготовленным рабочей группой по исследованию слезной пленки в 2017 году (рис. 1), следует отметить использование компьютера и ношение контактных линз. Эти факторы относятся к категории доказанных по результатам многочисленных проведенных исследований. Кроме этих факторов мы видим достаточно много других, и я бы не стал их дифференцировать на «вероятные», «неубедительные», т.к. не во всех случаях были проведены исследования, однако мы не должны игнорировать эти факторы.
Говоря о компьютерно-зрительном синдроме, о контактной коррекции, а также о темах, которым посвящена эта конференция, необходимо отметить «поражающие факторы» контактной коррекции. Прежде всего, это разделение слезной пленки на пред- и подлинзовые слои. Контактная линза внедряется в структуру слезной пленки и нарушает ее стабильность. Существует еще ряд «поражающих факторов», приводящих к развитию ССГ. Это такие факторы как постоянная микротравматизация эпителия глазной поверхности, усиливающаяся давлением век при моргании; повышение температуры глазной поверхности; повышение потребности в слезе и муцинах; хронический дефицит кислорода; изменение рН слезной пленки; токсическое повреждение материалом МКЛ; изменение спектра микрофлоры конъюнктивальной полости.
Однако так или иначе контактная линза через целый ряд факторов приводит к развитию ССГ.
Хотелось бы обратить внимание на основные исторические вехи разработки проблемы. 1903 год – O. Shirmer предложил тест, первоначально рассчитанный для другой цели. Он пытался доказать, что в ответ на экстирпацию слезного мешка у детей снижается слезопродукция, и он это доказал. Сейчас экстирпацию не проводят, но тест продолжает жить.
В 1966 году L.T. Jones определила базальную слезопродукцию. Но если внимательно прочесть диссертацию Ширмера, то увидим, что тест Jones оказался описанным Отто Ширмером. Тем не менее, в 1966 году произошло разделение слезопродукции на рефлекторную и основную.
В 1969 году M.S. Norn предложил тест, позволяющий определить стабильность прероговичной слезной пленки. Кроме теста, им предложен вариант красителя, который сочетал свойства флуоресцеина натрия и бенгальского розового, и при закапывании комплексного красителя стало возможно окрашивать глазную поверхность.
1986 год – L.S. Mengher – тест на неинвазивное время стабильности слезной пленки. На этом тесте работают современные приборы, позволяющие определить стабильность слезной пленки без использования флуоресцеина натрия.
1987 год – K. Kurihashi – метод исследования слезопродукции с помощью гигроскопичной нити; в работах H.G.M. Boersma, O.P. Van Bijsterveld отражены возможности оценки слезопродукции с помощью теста с лизоцимом: чем больше в слезной жидкости лизоцима, тем выше слезопродукция.
В 2007 и 2017 годах предложены исследования DEWS – I и DEWS – II, имеющие большое значение в отношении диагностики ССГ.
Работа 2017 года предлагает проводить исследование ССГ поэтапно (рис. 2): начиная со скрининга, опросов, определения факторов риска, заканчивая постановкой соответствующих проб.
На скрининге и опросах мы останавливаться не будем. Кроме факторов риска, которые мы должны исключить у обследуемых, необходимо учитывать оценку субъективных и объективных жалоб и симптомов (рис. 3 и 4).