О.В. Курганова
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Здоровье детей имеет особую социально-экономическую значимость, так как служит основой общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 20% детей дошкольного возраста имеют проблемы со зрением. Аметропии составляют до 6% в структуре инвалидности по зрению, нарушение рефракции является одной из наиболее актуальных проблем детской офтальмологии. Расстройства зрения начинаются с функциональных сдвигов в зрительной системе, в первую очередь, аккомодации и бинокулярного зрения (Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В., 1987; Гусева М.Р., 2014; Нероев В.В., Катаргина Л.А., 2015).
Более 90% доношенных новорожденных в норме имеют гиперметрическую рефракцию от 1,8 до 3,6 дптр (в среднем 2-3 дптр), что связано с коротким переднезадним размером глазного яблока (17-18 мм), а также с тем, что роговица и хрусталик имеют более выпуклую форму, большую преломляющую силу — 48 дптр и 43 дптр соответственно.
Рефракция глаза медленно усиливается, т.е. смещается в сторону эмметропической (к 6-7 годам) (Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В., 1987).
Одним из важнейших направлений современной детской офтальмологии является создание условий формирования полноценного зрения (в т.ч. бинокулярного) у детей с аномалиями рефракции.
Бинокулярное зрение начинает формироваться в возрасте 4-6 месяцев жизни. Заканчивается к 15-18 годам (Jonkers, 1960; Кравков С.В., 1950; Гусева М.Р., 2014).
Некорригированные аметропии приводят к следующим осложнениям:
– амблиопия;
– нарушение бинокулярного зрения;
– нарушение стереоскопического зрения;
– косоглазие;
– астенопия;
– спазм аккомодации;
– прогрессирование близорукости.
Некорригированные аметропии приводят не только к неполноценному формированию зрительных функций, органа зрения и нервной системы в целом, но и к психологическим и социальным проблемам детей как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере в будущем.
В наше исследование было включено 60 детей с содружественным косоглазием в возрасте от 5 до 8 лет (табл. 1):
Все дети были разделены на три группы с учетом возраста при выявлении аномалии рефракции и начала лечения.
1-я группа: аномалия рефракции и косоглазие выявлено на первом году жизни.
2-я группа: аномалия рефракции и косоглазие выявлено в возрасте от 1 до 3 лет.
3-я группа: выявление аномалии рефракции и косоглазия в возрасте от 3 до 7 лет.
Наряду с традиционными офтальмологическими методами (визометрия, определение характера зрения, определение цветоощущения, биомикроскопия, определение рефракции (в условиях циклоплегии), офтальмоскопия), использовались методы оценки технологий здравоохранения.
Моделирование — способ изучения различных объектов, процессов или явлений, основанных на формализованном описании изучаемого феномена.
Страницы: 1 2