Герой нашей сегодняшней публикации — незрячий петербургский учёный с ослабленным слухом, кандидат философских наук, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» Андрей Андреевич Марков. По экспертным оценкам, в России живут не менее двенадцати тысяч слепоглухих — людей с одновременным глубоким поражением органов зрения и слуха.
Глубокое нарушение зрительных функций само по себе является драматическим испытанием, преодоление которого требует немалого мужества, настойчивости и решительности. Если к слепоте и слабовидению «добавляются» ограничения по слуху, то человеку тяжело вдвойне… Но слепоглухие не нуждаются в жалости!
Их реабилитационный опыт может быть интересен и полезен широкому кругу читателей газеты «Поле зрения», их маленькие победы над собой и над житейскими обстоятельствами способны удивлять и вдохновлять.
Кто такие слепоглухие?
— Андрей Андреевич, обычно в разговорной речи слепоглухими называют людей, которые полностью не видят и не слышат…
— Принято выделять пять категорий слепоглухих. В наиболее трудном положении находятся так называемые «тотально слепоглухие», то есть люди, полностью лишённые зрения и слуха. При этом большинство этих людей не родились «тотальниками», а лишились способности видеть и слышать окружающий мир в процессе жизни.
Если потеря слуха произошла уже после формирования речевых функций, то пациент обычно сохраняет внятную речь до конца жизни и может напрямую обращаться к окружающим людям. Но, к сожалению, большинство сограждан не знают об этом обстоятельстве. Им трудно представить, что кто-то способен ясно и чётко говорить и при этом не видеть, не слышать самого себя и нуждаться в экстренной помощи!
У «практически слепоглухих» имеется минимальный остаток зрения и/или слуха. Например, они могут отличать свет от тьмы или даже при хорошем освещении улавливать контуры предметов. Также может иметься способность различать некоторые звуки. Однако визуальные и слуховые возможности настолько незначительны, что их чрезвычайно затруднительно использовать в реабилитационном процессе.
По-другому обстоит дело со «слабовидящими глухими», «слабослышащими слепыми» и «слабовидящими слабослышащими». В данном случае человек может активно «задействовать» имеющийся у него потенциал. Но чтобы научиться пользоваться остаточным зрением и слухом и повысить уровень самостоятельности, требуется помощь квалифицированных специалистов.
— Вероятно, у каждой группы слепоглухих имеются свои, особые проблемы…
— Людям с остаточным слухом необходимо не только правильно подобрать слуховые аппараты для каждого уха, но и досконально понять их возможности. Далеко не всегда даже самый совершенный и дорогой слуховой аппарат может быть полезен в конкретной жизненной ситуации.
Например, с помощью двух слуховых аппаратов я могу воспринимать медленную и чёткую речь, если собеседник находится от меня в непосредственной близости. Но во время посещения театров, лекций или каких-либо общественных мероприятий мои аппараты совершенно бесполезны и являются только источником дополнительного шума в ушах.
Обучение ориентации в пространстве у слепых людей с ослабленным слухом также происходит по-другому, чем у инвалидов по зрению с нормальным слухом. В частности, плохой слух необходимо компенсировать с помощью тактильных ощущений. Есть свои особенности и при овладении компьютерной грамотностью. Вместо программ озвучивания инвалиды по зрению с ослабленным слухом или тотально слепоглухие обычно пользуются специальными дисплеями, где информация передаётся с помощью рельефно-точечного шрифта.
Общение на языке жестов
— Давайте поговорим с Вами о тотально слепоглухих…
— Для «тотально слепоглухих» и «практически слепоглухих» самая острая проблема — это недостаток общения с другими людьми. «Тотально слепоглухой» не видит и не слышит ничего! И с психологической точки зрения это самая трудная ситуация… На первый взгляд, «практически слепоглухим» живётся немного легче. Но на самом деле их положение почти не отличается от «тотальников». Даже если «практически слепоглухой» способен различать какие-то звуки, он не может воспринимать человеческую речь в звуковом виде. И любые слуховые аппараты в этом случае не помогают.
— Как же общаются эти люди?
— По сути, слепоглухие общаются точно так же, как и зрячие глухие, то есть с помощью дактилологии (жестового обозначения отдельных букв и знаков препинания) и языка жестов (обозначения целого слова с помощью одного жеста). Но в случае слепоглухоты жесты передаются тактильно, «выстукиваются» на ладони.
— То есть любой глухой может без проблем пообщаться со слепоглухим?
— На практике это не всегда получается… Во-первых, глухому человеку нужно «адаптировать», приспособить свои жестовые обозначения для тактильного восприятия собеседником, а также научиться «распознавать» речь слепоглухого. Это может быть непросто, так как глухие люди привыкли видеть жесты глазами, а не ощущать их на ладони.
Во-вторых, в речи глухих огромное значение имеет яркая, образная мимика. Многие вещи и явления глухие люди не проговаривают, а изображают на лице. А слепоглухие мимикой по понятной причине не пользуются.
В-третьих, глухие люди, как правило, очень наблюдательные, с особым зорким зрением и хорошей зрительной памятью. Они всё схватывают «на лету»… А при общении со слепоглухими необходимо объяснять каждую мелочь, подробно описывать окружающую обстановку. Это может быть утомительно для зрячих глухих.
В-четвёртых, слепоглухота шокирует многих людей, в том числе инвалидов по слуху. Людям непонятно, о чём говорить с такими согражданами… Слепоглухота вызывает страх и жалость.
Не только обычному глухому бывает трудно общаться со слепоглухим, но даже специалисту-сурдопереводчику. Недаром, сурдопереводчик (для глухих) и тифлосурдопереводчик (для слепоглухих) — это две разные профессии. В настоящее время в России ощущается большой дефицит тифлосурдопереводчиков.
— Легко ли изучить дактилологию и язык жестов людям, ослепшим и оглохшим в зрелом возрасте? Трудно ли это сделать их родственникам?
— Освоить дактилологию реально за несколько дней. Это просто жестовая азбука русского языка. А язык жестов изучить непросто. Существуют сотни и тысячи жестов для различных явлений и понятий.
— А нельзя ли отказаться от языка жестов и пользоваться только дактилологией?
— Теоретически можно. Но общение с помощью дактилологии является очень медленным и утомительным, так как для передачи каждого слова требуется множество однообразных жестов. А язык жестов — очень красивый и динамичный. Можно общаться легко и быстро! Кроме того, существует целое направление в искусстве — жестовое пение. Некоторые слепоглухие, в том числе и позднеослепшие-позднеоглохшие, начинают им интересоваться, выступают потом в самодеятельных концертах в Обществе глухих.
А с помощью дактилологии песню не споёшь! Это вспомогательная система, использующаяся в речи глухих и слепоглухих для обозначения имён собственных и специальных терминов, для которых не существует собственных жестов.
Учить новые жесты, так же как и китайские иероглифы, можно всю жизнь! Это медитативное занятие, успокаивающее нервную систему и способствующее процессу реабилитации.
Существует и ещё один, гораздо более простой способ коммуникации с позднеослепшими слепоглухими людьми — письмо на ладони, дермография. Можно медленно «выводить» буквы на ладони слепоглухого человека каким-нибудь тупым предметом, например, обратной стороной ручки или даже собственным пальцем.