Звукорежиссёр «Радио ВОС» Иван Черенёв: Звукорежиссеру необходим хороший слух, а также техническая подкованность и быстрая реакция
— Иван Петрович, давайте начнём с Вашей биографии. Всё-таки все мы — родом из детства. Детские и юношеские воспоминания часто определяют всю последующую жизнь.
— Я родился 11 апреля 1989 года на Урале, в городе Глазове Республики Удмуртия. Это не самый большой, но и далеко не самый маленький город. Там проживает чуть меньше ста тысяч человек. У меня — врождённая глаукома, которая постепенно отнимала у меня зрение и привела к полной слепоте.
Проблемы со зрением были обнаружены медиками ещё в годовалом возрасте. Но в раннем детстве я не ощущал каких-либо неудобств из-за сниженных зрительных возможностей. В то время я ещё видел довольно прилично. В семь лет пошёл в обычную школу. Что значит «пошёл»?.. Все школьные годы родители водили меня в школу за руку.
В детстве я так и не научился самостоятельно передвигаться, и даже не знал о такой возможности, хотя небольшой остаток зрения у меня ещё долго оставался. Полностью я ослеп к шестнадцати годам.
В семь лет, в первом классе, в начале учебного года я ещё пытался писать обычной ручкой. Уже к концу года вместо ручки стал использоваться фломастер. Потом фломастер уступил место маркеру. А в четвёртом классе я обнаружил, что писать-то по-зрячему я могу чем угодно и как угодно, но вот прочитать свои записи уже не способен… Тогда я начал приносить в класс «прибор для письма по Брайлю» и грифель.
— Где Вам удалось изучить рельефно-точечную (брайлевскую) систему, если Вы посещали обычную среднюю общеобразовательную школу?
— В нашем городе Глазове имеется специальная вечерняя/сменная школа для инвалидов по зрению. Из этой школы в вечернее время к нам домой приходили преподаватели, которые помогали мне справиться с программой обычной школы. Они же научили меня системе Брайля.
Так получилось, что в детстве в моей жизни было сразу три школы: обычная общеобразовательная, вечерняя/сменная… А ещё я учился в музыкальной школе по классу виолончели.
— Напряжённый учебный график.
— Мне всегда нравилось учиться и сейчас нравится… Но в детском и особенно в подростковом возрасте стали проявляться другие проблемы. Не могу сказать, что одноклассники плохо ко мне относились. Это не так. Никаких конфликтов ни с детьми, ни с учителями у меня не было.
Но постепенно между мной и ровесниками стала возникать какая-то психологическая стена. Я чувствовал себя всё более одиноким. Вероятно, я сам был в этом виноват. Всё дело в моей робости, в застенчивости… В детстве и в подростковом возрасте я стыдился своей инвалидности. Мне казалось, что ровесники избегают общения со мной, и я сам избегал общения с ними.
В семье меня любили, поддерживали, опекали, заботились… Я дружил и много общался со своим двоюродным братом. Но в какой-то момент я с горечью обнаружил, что мой круг общения ограничивается только семейным и родственным кругом.
Подростковый возраст — это время начала интереса к противоположному полу. Но из-за моей застенчивости и закомплексованности я даже не мог представить себе, что смогу признаться какой-то девушке в своих чувствах…
Эту ситуацию нужно было как-то менять! Тогда и пришло решение поехать в Курск, в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Для меня переезд в Курск означал начало самостоятельной жизни, возможность начать жизнь с чистого листа. Мне хотелось не только углубить свои музыкальные знания, но и преодолеть одиночество, научиться общаться с ровесниками.
— Курск оправдал Ваши ожидания?
— Это был очень важный жизненный опыт. Я впервые оторвался от родителей, от семейной опёки. Моим соседом по комнате был парень из Оренбургской области, баянист Анатолий Рогов. У нас похожие характеры. Мы оба по натуре закрытые, застенчивые, малообщительные. И на этой почве мы сблизились, стали общаться между собой. Так сосед по комнате стал моим добрым приятелем.
Когда в 2005 году я ехал в Курск поступать на учёбу, у меня была мечта познакомиться там с девушкой. Но я совершенно не представлял себе, как это сделать. В Глазове я никогда ни с кем не знакомился…
— Как же решилась эта проблема?
— Удивительным образом уже в первые дни пребывания в Курске милая, добрая девушка сама со мной познакомилась. Она просто подошла ко мне и сказала: «Привет, меня зовут Надя. А тебя как зовут? Откуда ты приехал? На каком инструменте играешь?»
Для меня это был просто шок! Я в течение долгих месяцев ломал себе голову над тем, каким образом преодолеть свою робость и познакомиться с девушкой… А в реальной жизни барышня сама подошла ко мне и проявила явную симпатию.
Мы с Надей стали парой. И были замечательной парой все четыре года учёбы в училище. Она тоже незрячая. Мы всё время ходили вместе. У нас была одна белая трость на двоих. Она меня многому научила. В том числе и бытовым навыкам. Мы вместе борщи варили, картошку жарили…
Многие люди, которые нас знали, были уверены в том, что после окончания учёбы в колледже мы поженимся и вместе поедем поступать в институт. Но незадолго до окончания учёбы наша пара распалась. Наверное, чувства просто перегорели…
В любом случае, Курск действительно стал для меня началом новой жизни. И я очень благодарен судьбе за этот жизненный опыт.
— Вы учились в Курске по классу виолончели. Почему Вы решили стать звукорежиссёром, а не оставаться виолончелистом?
— Незрячий виолончелист не может выступать в симфоническом оркестре, так как он лишён возможности играть с листа и не видит сигналов дирижёра. Незрячие музыканты играют только по памяти, а в современных оркестрах такой «роскоши» не предоставляется: необходимо много играть с листа, сходу вникать в новые музыкальные произведения.
Конечно, теоретически незрячий виолончелист может выступать в качестве солиста. Но для этого требуются особые, выдающиеся способности, которыми обладают редкие музыканты.
С другой стороны, профессия звукорежиссёра представлялась мне реальной альтернативой. В Курском колледже нам преподавали основы звукорежиссуры и компьютерной аранжировки. И мне нравились эти занятия.
Для успешной работы звукорежиссёру необходим хороший слух, а также техническая подкованность и быстрая реакция. Все эти качества у меня были. Мне с детства нравилось возиться с различными техническими устройствами, особенно с магнитофонами, собирать их и разбирать.
С освоением компьютерных программ, ориентированных на незрячих пользователей, у меня тоже не было никаких проблем. А эти навыки очень важны для работы звукорежиссёра, так как приходится иметь дело со сложными компьютерными программами.
Можно сказать, что звукорежиссура заинтересовала меня ещё в детстве. С помощью обычного двухкассетного магнитофона я пытался брать интервью у домочадцев, записывал пение птиц, шум дождя. Дома возникло своеобразное «квартирное радио». Конечно, это были детские игры. Но они тоже повлияли на выбор будущей профессии.
Когда я узнал, что в Российской государственной специализированной академии искусств есть кафедра звукорежиссуры, то решил поступать именно на эту специальность.