Мир музыки – един.
Не надо придумывать какие-то особые методики для учащихся с инвалидностью! Но, с другой стороны, некоторые специфические особенности у незрячих учеников есть. Нотную систему слепым детям освоить сложнее, чем зрячим. На это требуется больше времени.

Незрячие музыканты могут играть только по памяти
Но здесь нет ничего удивительного! Многие вещи в нашей жизни труднее осваивать без зрения: начиная с пространственной ориентировки, заканчивая компьютерными технологиями и кулинарией. Но все эти трудности можно преодолеть!
По сути, это такие же ноты, которыми пользуются и зрячие. Только мы читаем их кончиками пальцев, а не глазами.
Но сам процесс игры происходит по-другому. Незрячие музыканты не могут играть с листа, а только по памяти.
В процессе извлечения звука, как правило, задействованы обе руки. Соответственно, мы не можем одновременно изучать ноты и передвигаться пальцами по клавиатуре. Поэтому незрячий музыкант, в том числе и ребёнок, сначала запоминает партию одной руки, потом – партию другой руки. Потом соединяет движения обеих рук. Или может быть по-другому: музыкант пальцами читает ноты и сразу начинает по памяти играть обеими руками.
Но все эти особенности существенно не влияют на учебный процесс. Правда, обучение музыке незрячих детей происходит, как правило, более медленно. Им требуется больше усилий. Но, в дальнейшем, незрячие музыканты могут выступать и преподавать наравне со зрячими, стать профессиональными артистами.
Как у Вас проходило освоение нотной грамоты?
Мне было непросто. Что такое освоение нотной грамоты? Речь идёт не только о том, чтобы научиться играть по нотам. Самое главное: попытаться понять замысел композитора, его идеи, его мысли. А потом – сравнить собственную игру с нотным материалом.
Работу с нотами можно сравнить с процессом чтения. Прочитать простой текст может каждый. Но это не значит, что человек поймёт «Войну и мир» Толстого или «Преступление и наказание» Достоевского!
Работа с нотами – это формирование личности музыканта. Оно начинается ещё в детстве. Конечно, владение нотной грамотой оказывает существенное влияние и на технику игры.
Дети это понимают?
Не всегда и не сразу. Например, в школе на меня огромное впечатление произвела музыка Иоганна Себастьяна Баха, в частности, «Хорошо темперированный клавир». Такие музыкальные произведения с философским контекстом невозможно играть без овладения нотной грамотой!
Некоторые дети обладают абсолютным слухом, природной музыкальностью. Им легко подбирать на слух даже сравнительно сложные музыкальные произведения. Порой ребёнку начинает казаться, что возиться с нотами ему не обязательно!
Но, во-первых, даже при больших способностях исполнение произведения на слух, без нотного материала, всегда содержит неточности. Во-вторых, интерпретация получается поверхностной. Без нотной грамоты обучение музыке не может продвигаться. Не будет движения вперёд! Надо читать ноты и размышлять о них.
Вероятно, при обучении музыке важно не только овладеть нотной грамотой и техникой игры на инструменте, но и повысить общий культурный уровень ребёнка.
Мне важно, чтобы мои ученики умели выражать свои мысли, размышлять о музыке и на другие темы. Чтобы у них была развитая речь! И не только это! Чтобы музыкант состоялся, он должен быть интересен слушателям как личность.
Надо обладать харизмой?
— Можно использовать слово «харизма». Но я сформулирую по-другому: важно чего-то достичь в жизни, состояться как человек. И тогда музыкант будет интересен слушателям! Виртуозная техника исполнения – только часть нашей профессии!
Что мне помогло в Армавире? Мы воспитывались в музыкальной атмосфере. Практически все дети в нашей школе были связаны с музыкой. Большинство училось играть на музыкальных инструментах, все пели в хоре. Мы учились не только у прекрасных учителей, но также друг у друга.
Какие события школьной жизни Вам особенно запомнились?
— Мы не сидели на месте, ездили по стране, участвовали в мастер-классах. Когда мне было тринадцать лет, меня направили в Москву, где проходила Летняя школа для одарённых детей «Новые имена». Со мной занимался известный пианист, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Денис Владимирович Чефанов. Я обратила внимание, что для него сначала было непросто заниматься с незрячей девочкой, т.к. таким опытом педагог не обладал.
Но Денис Владимирович быстро сориентировался, успешно наладил наше взаимодействие. Мне было интересно с ним общаться, прислушиваться к его советам. В рамках этого проекта собрались дети со всей страны. С нами занимались лучшие педагоги России, обладающие и огромным педагогическим, и концертным опытом.
Денис Владимирович тогда обратил внимание на мою правильную осанку, похвалил меня за это, поставил в пример другим детям.
Существует такое явление как мышечная память. И её надо тренировать! Будучи педагогом, я регулярно тактильно контролирую положение тела учащегося: прикасаюсь к спине, шее, ногам. Нельзя сидеть за роялем скрюченным. Это никому не пойдёт на пользу! И качество исполнения будет страдать, и на сцене такой пианист будет смотреться нелепо. В музыкальном творчестве нет мелочей!
В 2004 году, в возрасте тринадцати лет, Вы стали лауреатом международного конкурса незрячих музыкантов в Курске. Этот конкурс проводил Курский музыкальный колледж-интернат слепых, уникальное специализированное учреждение России.
Это было яркое, запоминающее событие в моей жизни. В 2004 году я заняла второе место в своей возрастной группе. Один из членов жюри, итальянец по национальности, сделал мне памятный подарок: золотую цепочку с кулончиком. Она и сейчас у меня хранится.
В 2007 году я вновь принимала участие в этом международном конкурсе в Курске, но, к сожалению, уже не так удачно. Даже не прошла во второй тур. Зато во время этого посещения города произошло два важных события в моей жизни. Во-первых, я твёрдо решила поступать в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Во-вторых, учиться мне захотелось только у Жанны Григорьевны Сбитневой.
На конкурсе в 2007 году она выступала в дуэте с саксофонистом. Мне так понравилась её игра, что после концерта подошла к ней и сказала: «Жанна Григорьевна, я в следующем году буду поступать в Курск и хочу учиться только у Вас!» Так всё и получилось!
Курск: время становления
Ольга Юрьевна, с 2008 года по 2012 год Вы были студенткой Курского музыкального колледжа-интерната слепых. Как повлияли эти годы на Ваше становление как пианистки и человека?
Жизнь в общежитии, встречи с новыми людьми – всё это было мне не в тягость. Всегда была и остаюсь человеком открытым, компанейским, общительным. Стараюсь видеть в людях хорошее!
В Курске я многому научилась, в том числе и в бытовом плане. Раньше никогда не ходила самостоятельно с белой тростью. Меня всегда кто-то сопровождал. На первых порах так было и в Курске. А потом стала передвигаться самостоятельно. И среди студентов, и среди преподавателей там немало тотальников, которые хорошо ориентируются.
Научилась сама готовить, наблюдая за другими студентами. Кто-то меня угощал, делился рецептами. А почему бы потом и самой что-то не сообразить вкусненькое на кухне? Так и научилась!
Именно в Курске Вы познакомились с будущим супругом и партнером по сцене, кларнетистом Сергеем Шаховым.
Мы познакомились во время вступительных экзаменов. Я была одним из тех людей, которые уговаривали Сергея начать учиться играть на кларнете.
Он – родом из Омска. Тоже тотальник, потерял зрение в шестнадцать лет. Сергей играл на гитаре, мечтал стать профессиональным гитаристом. Но в то время отделение гитары в Курске было переполнено. Туда никого не принимали. Серёже предложили учиться на кларнете.
Он расстроился. Хотел ехать обратно в Омск, домой. Мол, мечта разбивается о жизненные обстоятельства… А мы, абитуриенты, ещё вчера незнакомые друг с другом, приняли его проблему близко к сердцу, говорили ему: «Оставайся, если приехал сюда через полстраны. Кларнет – тоже хороший инструмент. Начинай учиться, а потом во всём разберёшься!»
Он прислушался к этим доводам. Стал учиться играть на кларнете, поселился в общежитии. Потом кларнет так ему понравился, что он забыл, что вообще-то приехал в Курск ради другого инструмента.