Беседа с незрячей пианисткой, лауреатом международных конкурсов О.Ю. Грачёвой началась необычно. Первую часть разговора мы посвятили не её творчеству, а размышлениям об одной из её любимых книг, повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, увидевшей свет в 1896 году.
В настоящее время Ольга Юрьевна живёт и работает в Санкт-Петербурге, преподаёт фортепьяно в «Охтинском Центре эстетического воспитания». Вместе со своим супругом – тоже незрячим – Сергеем Шаховым она выступает в дуэте «КЛАРИНО». Запоминающееся название образовалось из двух слова «КЛАРнет И фортепьяНО». Одновременно «КЛАРИНО» напоминает любителям музыки о древнем духовом инструменте «кларионе».
Ольга Грачёва и Сергей Шахов много гастролируют по России. У дуэта обширный джазовый репертуар. Но этим музыкальным жанром супруги не ограничиваются, представляя публике и классические музыкальные произведения, и эстрадные композиции, и рок-хиты.
«Слепой музыкант» остаётся актуальным
Ольга Юрьевна, готовясь к нашей беседе, не мог не вспомнить повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Вы – также как и главный герой этого литературного произведения, Петрусь Попельский – незрячая с рождения. Также как он, Вы ещё в раннем детстве осознали, что музыка – дело Вашей жизни.
Формально меня нельзя назвать незрячей с рождения, т.к. я потеряла способность видеть в два года, в результате онкологического заболевания органа зрения. Но фактически это утверждение близко к истине, т.к. у меня не сохранилось визуальных, предметных представлений об окружающем мире. Нет и светоощущения. На задворках памяти из раннего детства осталось только представление о нескольких цветах: красном, зелёном, синем… Но эти воспоминания не связаны с какими-либо предметами и событиями.
«Слепой музыкант» для меня – это, в первую очередь, повесть о замечательном пианисте. Отсутствие у него зрения – важная часть повествования. Но, думается, это – не главное! Короленко пишет о человеке, который живёт музыкой, творчеством. Таких людей, разумеется, немало и среди артистов без физических ограничений.
Во времена Короленко многие люди с инвалидностью находились в бедственном положении, вынуждены были нищенствовать. В повести «Слепой музыкант», с одной стороны, показан талантливый незрячий человек из благополучной семьи, у которого есть все возможности для развития своего таланта. С другой стороны, представлены слепые, ведущие жизнь бродяг, вынужденные бороться за кусок хлеба и крышу над головой, каждодневно терпящие унижения… Среди этих обездоленных людей тоже есть талантливые музыканты!
Именно им протягивает руку помощи Петрусь Попельский. Одновременно он переосмысливает и свою собственную судьбу, обретает внутреннюю гармонию.
«Слепой музыкант» и сейчас остаётся актуальным! Помогая другим, забываешь о собственных ограничениях.
От музыкальных игр – к нотной грамоте
Ольга Юрьевна, позвольте перейти от обсуждения произведения классической литературы к Вашей жизни. Где Вы выросли? Где учились? Когда у Вас возникло желание стать пианисткой?
Мой родной город – Майкоп, столица Республики Адыгеи. Там до сих пор живёт мама. Музыкой начала заниматься в пять лет. С детства знала, что стану пианисткой.
С пяти до семи лет мама водила меня на частные уроки музыки. Моя первая учительница – Нина Васильевна Запорожцева. Слава Богу, она и сейчас жива и здорова. Продолжает жить в Майкопе. Мы регулярно встречаемся, когда я приезжаю домой. Очень благодарна ей за всё, что она для меня сделана!
Уже с пяти лет Вы стали изучать Брайлевскую нотную грамоту?
Первые два года – с пяти до семи лет – училась играть только по слуху. Нина Васильевна – замечательный педагог, выпускница Гнесинского музыкального училища в Москве. Но она не владела Брайлевской нотной системой. И, конечно, не могла ей обучить.
Но даже тогда, ещё не зная нот, я не только играла сама, подбирая мелодии на слух, но даже писала простенькие детские пьесы. Они до сих пор сохранились. Также как и наши первые тетради занятий.
Не секрет, что некоторых детей приходится заставлять заниматься музыкой, «давить» на них!
Со мной таких ситуаций никогда не было. Наоборот, меня было не оттащить от фортепьяно! Всегда старалась проводить как можно больше времени за инструментом.
И всё же первые два года обучения музыке – это были, в большей степени, «музыкальные игры». А уже с семи лет у меня началась серьёзная музыкальная учёба. Это произошло в 1998 году, когда я переехала в Краснодарский край, в город Армавир, в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. При этой школе действует замечательная музыкальная школа.
Она является одной из лучших специализированных музыкальных школ в стране. Там училось немало музыкантов высочайшего уровня, в частности, пианист Олег Борисович Аккуратов, которого я хорошо знаю.
Что изменилось в Вашей жизни, когда Вы из Майкопа переехали в Армавир?
Раньше я жила дома. Теперь стала жить в интернате. А дома бывала только на каникулах: летних, весенних, осенних. Конечно, по дому скучала. Но мне нравилось в интернате. Нашла там много друзей.
Социально-бытовыми, житейскими навыками незрячий ребёнок может прекрасно овладеть именно в интернате. Я имею в виду навыки гигиены, самообслуживания. Поддерживать в чистоте и порядке личные вещи, соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению домашних заданий (не только по музыке, но и по другим предметам), проявлять инициативу и творческий подход в школьных делах, например, при организации праздников – всему этому и многому другому научил интернат.
Как изменилась музыкальная учёба в Армавире, по сравнению с Майкопом?
Сразу же после переезда в Армавир я стала осваивать Брайлевскую нотную систему. И это, во многом, изменило моё понимание музыки, манеру игры. Это расширило мои возможности. Играть по нотам либо музицировать исключительно на слух – два разных процесса.
Обучение музыке незрячих детей отличается от аналогичного процесса с детьми без физических ограничений?
Существенных отличий нет. Педагог музыки с нормальным зрением, без каких-либо специальных знаний, может преподавать незрячему ребёнку. И, наоборот, слепой пианист будет успешным наставником для зрячего ребёнка.