Пианист должен быть интересен как личность!
Ольга Гелиевна Наумова в течение нескольких десятилетий преподаёт фортепиано незрячим детям. Она является заведующей учебной частью музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей Охтинского центра эстетического воспитания в Санкт-Петербурге. Охтинский центр эстетического воспитания был основан как музыкальная школа № 26 Красногвардейского района Ленинграда в 1975 году. С 1993 года носит своё нынешнее название.
В 1991 году филиал детской музыкальной школы № 26 был открыт в стенах Санкт-Петербургской специальной (коррекционной) школы для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота. В настоящее время в музыкальных классах 14 педагогов обучают 80 детей с глубокими нарушениями зрения по классам фортепиано, баяна, аккордеона, домры и балалайки. Трое из преподавателей сами являются инвалидами по зрению и в детском возрасте прошли здесь курс обучения. Также действует хор, и преподаются все предметы, входящие в стандартную программу музыкальной школы.
Учащиеся музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей (такое название носит филиал музыкальной школы с 1993 года) с большим успехом принимали участие во всех шести международных детско-юношеских фестивалях-конкурсах незрячих исполнителей. В этот раз Ольга Гелиевна приехала в Курск вместе с семнадцатилетним Алексеем Степановым. Он незрячий с рождения. В течение десяти лет является учеником О.Г. Наумовой.
Выступление Алексея в Курске прошло успешно. Он был удостоен «специального приза жюри за виртуозное исполнение произведения русского композитора». Конкурсная программа А. Степанова включала два произведения русской классики: вариации на тему романса М. Глинки «Соловей» и «Юмореску» С. Рахманинова.
— Меня не удивило успешное выступление Алёши на фестивале-конкурсе. За его плечами целый ряд побед в международных музыкальных конкурсах, где он участвовал наряду со зрячими музыкантами. Например, в 2010 году он стал победителем конкурса «Окрась мир звуками», в 2012 году и в 2014 году получал первые премии на конкурсе «Золотой Феникс». Все эти три смотра проходили в нашем родном Санкт-Петербурге.
5 июля 2015 года на церемонии открытия детского международного фестиваля «Шаг навстречу» Алёша в качестве солиста выступил в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии вместе с оркестром филармонии под управлением Александра Титова. Он играл «концерт фа-минор» Баха.
В 2012 году Алёша стал победителем международного детского музыкального конкурса «Фокус Плюс» в испанском городке Льорет-де-Мар. В Курских фестивалях-конкурсах мой ученик участвует уже в третий раз.
В 2010 году он завоевал третью премию. В 2013 году стал лауреатом (мест тогда не присуждали). В этот раз он увозит специальный приз жюри.
— Наверное, Алексей хочет стать профессиональным музыкантом?
— Да, это его цель. Он хочет поступить в Санкт-Петербургское музыкальное училище при консерватории, а потом стать студентом самой консерватории.
— Расскажите, пожалуйста, об особенностях обучения фортепианной игре инвалидов по зрению.
— Необходимо учитывать психофизиологические особенности незрячих детей. Как правило, у них имеются проблемы с моторикой, с координацией движений. Эти проблемы можно преодолеть с помощью упорной совместной работы преподавателя и самого учащегося. Но дело не только в подвижности рук. Техническая сторона фортепианной игры должна сочетаться с эмоциональной выразительностью, развитием музыкального мышления.
Нередко незрячие дети не хотят осваивать брайлевскую нотную грамоту. С первых дней своей жизни они привыкли воспринимать мир на слух. И музыку они тоже хотят воспринимать только на слух. Задача педагога состоит в том, чтобы убедить ребёнка в необходимости изучения брайлевских нот.
— Как Вы достигаете этой цели?
— Чтобы не перегрузить и не испугать детей, до четвёртого класса музыкальной школы часть репертуара изучается на слух, а часть — с использованием брайлевских нот. Постепенно доля нотного репертуара возрастает.
Мы используем ещё одну хитрость. В первые месяцы и даже в первые годы обучения наши преподаватели дают ученикам адаптированные, упрощённые брайлевские ноты. А уже потом мы переходим к тем нотам, которые принято использовать в профессиональном музыкальном мире. Таким образом, вхождение в мир нотной грамоты происходит постепенно. У ребёнка есть время адаптироваться к новым знаниям, понять их ценность.
Для улучшения координации движений используется целый ряд ритмических игровых упражнений. Часть из них производится на закрытой крышке рояля.
— Какими качествами, на Ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы стать пианистом-виртуозом? Какие пианисты способны собрать зал на свои сольные концерты?
— Пианист должен быть интересен как личность! Это в равной мере относится и к музыкантам с инвалидностью. Хорошее владение инструментом ещё не делает человека музыкантом. Только яркий, гармоничный человек с высоким уровнем интеллекта может стать подлинным соавтором композитора, открыть в знакомом музыкальном произведении новые грани. Хочется пожелать Алёше и другим своим ученикам достичь этих творческих вершин.
Познакомьтесь с кырыымпой!
Одним из открытий фестиваля-конкурса стал пятнадцатилетний Роман Винокуров из Якутска. Пятнадцатилетний юноша, незрячий с рождения, приехал в Курск с удивительным якутским народным инструментом — кырыымпа. Роман исполнил попурри якутских народных песен и традиционных танцевальных мотивов и был награждён специальным призом жюри «за сохранение национальных традиций».
Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем студентам и преподавателям Курского колледжа ещё не раз представится возможность послушать «якутскую скрипку», ведь Роман после окончания Якутской специальной (коррекционной) школы для слепых и слабовидящих детей собирается учиться именно в этом учебном заведении.
— В чём же особенность, в чём «изюминка» этого инструмента?
— Кырыымпа — это якутская скрипка, — рассказывает Роман Винокуров. Корпус изготовляется из дерева. Его обязательно венчает символическая конская голова. Струны делаются из конских жил, а смычок — из конского хвоста. В Якутии кырыымпы не производят на фабриках или в артелях… Они рождаются в домах народных умельцев. Это ремесло передаётся от отца к сыну.
— Почему этот инструмент пользуется популярностью в Якутии?
— Он прекрасно сочетается с якутским горловым пением, с нашими народными песнями. Он передаёт душу якутского народа и бескрайние просторы тундры и тайги.
Мои кумиры — Анна Нетребко и Андреа Бочелли
Незрячая с рождения. Это жизненное обстоятельство определило судьбу и семнадцатилетней Юлии Пивень, завоевавшей Гран-При на конкурсе вокалистов. Она родилась и выросла в Краснодаре. С 2010 года живёт и учится в Армавире, где работает краевая школа для слепых и слабовидящих детей, а также специальная музыкальная школа.
— С музыкой моя жизнь была связана всегда. Я играю и пою с тех пор, как себя помню, — с улыбкой рассказывает Юлия. — Мой папа хорошо играет на баяне. Я выросла на его песнях. В детстве мне покупали много музыкальных игрушек, игрушечных музыкальных инструментов.
С семи лет стала учиться игре на фортепиано. В 2010 году, после переезда из Краснодара в Армавир, занялась академическим вокалом. Мои кумиры — Анна Нетребко и незрячий итальянский певец Андреа Бочелли.
— В специальной музыкальной школе обучаются только дети — инвалиды по зрению?
— Хотя наша музыкальная школа и называется «специальной», но инвалиды по зрению составляют всего около трети от состава учащихся. У нас учатся около ста незрячих и слабовидящих детей, учащихся Армавирской коррекционной школы-интерната, и около двухсот детей — жителей ближайших микрорайонов города. В музыкальном образовании «инклюзия» применяется на практике.
— Почему ты решила заняться академическим вокалом?
— Моя мечта — стать оперной певицей. Мне нравится выступать на сцене, чувствовать дыхание зала, интерес и восхищение слушателей. Я люблю тишину в зале, а потом — гром аплодисментов и цветы! У меня было много ярких выступлений. Запомнилось участие (в составе сводного хора) в церемониях открытия и закрытия Паралимпийских игр в Сочи, сольные выступления на «Пасхальных концертах» в Большом зале Московской консерватории в 2014 году и в 2015 году.
— Ты являешься стипендиатом фонда «Новые имена», который возглавляет народный артист России Денис Мацуев.
— У этого проекта много различных программ, в которых мне довелось принять участие. Например, летом 2015 года фонд организовал в городе Суздале Владимирской области летнюю двухнедельную творческую школу для юных музыкантов со всей России. С нами занимались профессора и доценты Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных. Моим преподавателем была заслуженная артистка России Татьяна Павловна Шарова. Также для нас проводили экскурсии по древнему Суздалю и его окрестностям, физкультурные занятия и различные развлекательные мероприятия.
— С какими впечатлениями ты уезжаешь из Курска?
— Я рада своей победе. Мне понравилась атмосфера этого конкурса. Специализированные конкурсы для детей и подростков — инвалидов по зрению — обязательно нужно проводить. Но одновременно я люблю участвовать и в общих конкурсах, в которых соревнуются юные музыканты без физических ограничений. В таких мероприятиях мне также сопутствовал успех. Например, в феврале 2015 года стала победителем конкурса юных дарований «Аквамарин» в Сочи.
Мне нравится не только выступать соло, но и петь в хоре, а также в вокальных дуэтах и квартетах. Очень люблю выступать в сопровождении симфонического оркестра, когда представляется такая возможность. Надеюсь, что в моей жизни будет ещё много конкурсов!
Фотографии Ильи Бруштейна и из архива Курского музыкального колледжа-интерната слепых