Не стал водителем, зато стал аккордеонистом
Руслану Копылову — восемнадцать лет. Он — одиннадцатиклассник Липецкой специальной (коррекционной) школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей. Незрячий с рождения. Участвовал в фестивале в качестве аккордеониста. Стал лауреатом третьей степени.
Вместе с Русланом в Курск приехал его папа, Александр Григорьевич, который очень обрадовался успеху сына.
— Руслан — увлечённый и способный музыкант, — с гордостью рассказывает папа. — Он ведь не только на аккордеоне играет, но и поёт отлично, на фортепиано играет, на синтезаторе, на акустической гитаре… Сейчас собирается электрогитару осваивать.
Когда мы с женой ожидали рождения ребёнка, я мечтал о том, что родится сын и тоже, как и я, станет водителем-дальнобойщиком. Даже во сне снилось, что через много-много лет будет он моим напарником, и станем мы с ним по всей стране ездить… Сын родился, но тотально слепым, не чувствовал он ни тьмы, ни света. Зато с раннего детства полюбил музыку.
— Александр Григорьевич, раскройте секрет, всё-таки Вы научили Руслана основам вождения автомобиля?
— Вы такие вопросы провокационные задаёте, чтобы мной потом дорожная полиция заинтересовалась!.. За руль грузовика я ему никогда не давал садиться, а на своей личной машине — было дело, каюсь!.. Это, наверное, каждому незрячему мальчишке хочется: самому взяться за руль, завести машину и проехаться по прямой дороге хотя бы пару сотен метров. Как я мог сыну в таком удовольствие отказать?! Мы, конечно, выбирали безлюдные места, заброшенные просёлочные дороги… Или просто в поле выезжали, чтобы он мог почувствовать рокот мотора и послушный руль в своих руках… Но это развлечение, награда за хорошую учёбу. Всё равно водителем он никогда не станет.
С самим Русланом разговор зашёл не об автомобилях, а о его выступлении на фестивале-конкурсе.
— Я рад тому, что получил диплом третьей степени. Аккордеон — мой любимый инструмент. Но с этим инструментом, честно говоря, пришлось немало помучиться… Мне было трудно преодолеть зажатость, добиться правильной постановки руки. Неоднократно сталкивался с воспалением суставов, что очень мешало продолжению занятий. Но с аккордеоном мне расставаться не хотелось. Думаю, что диплом третьей степени стал заслуженной наградой.
Я люблю выступать на различных фестивалях и конкурсах. В октябре 2014 года мне довелось принять участие в Пятом Международном благотворительном фестивале «Белая трость», организатором которого стал фонд «По зову сердца». Я познакомился с президентом фонда, выдающейся певицей Дианой Гудаевной Гурцкой. На гала-концерте в Московском Губернском театре исполнил сольную инструментальную композицию на синтезаторе.
А я играю на гармошке
Пятнадцатилетний Александр Дёмин, также как и большинство героев нашей публикации, является незрячим с рождения. С шести лет Саша начал заниматься фортепиано, с девяти лет — баяном. Родной город юноши — Курск. Но с семи лет он учится в Липецкой специальной (коррекционной) школе-интернате. Для фестиваля-конкурса юный музыкант подготовил программу на баяне.
Но в отличие от Руслана, успех в этот раз ему не сопутствовал. Саша остался без призов. Впрочем, это обстоятельство молодого человека не особо расстроило: «В музыке — как в спорте. Надо уметь с достоинством и проигрывать, и выигрывать. На этом фестивале-конкурсе было много достойных баянистов».
Следующий фестиваль-конкурс состоится в феврале 2017 года. Саша уже сейчас знает, какой программой он сможет удивить взыскательное жюри: «Я умею играть не только на баяне, но и на всех видах гармоней: и на кнопочных, и на рояльных, и на стандартных гармошках, и на совсем крохотных».
Александр Дёмин — музыкант многоплановый. В духовом оркестре родной школы он играет на саксофоне, в русском народном оркестре исполняет партию ложек. В качестве солиста парень выступает на баяне и различных гармонях.
«Думаю, что весь репертуар, который звучит в телепередаче «Играй, гармонь!» я смогу сыграть», — уверенно заявляет мой собеседник. В Курске под рукой у Саши гармони нет, поэтому в завершение нашей беседы он берёт в руки баян и уверенно начинает играть произведение Владимира Корнева «Виртуоз». Хотя в этот раз Саша и остался без наград, но мне тоже хочется назвать его «виртуозом».
Что значит слово «аранжировка»?
Инвалид второй группы по зрению Сергей Александрович Морозов в 1991—1995 годах был студентом Курского музыкального колледжа-интерната слепых. Он родом из Кемеровской области. После окончания колледжа вернулся к себе на родину. Окончил Кемеровский государственный институт культуры, получил специальность преподавателя баяна и руководителя оркестра русских народных инструментов.
С юности Сергей серьёзно занимался компьютерными технологиями и аранжировкой. Поэтому после окончания вуза он остался там работать в качестве преподавателя этих дисциплин, хотя с его дипломом они не были связаны... А в 2007 году вернулся в Курск, чтобы работать в родном колледже.
— Я веду групповые занятия по «музыкальной информатике», а также индивидуальные занятия по «компьютерной аранжировке». «Музыкальная информатика» — это предмет, дающий общие, начальные представления о компьютерных технологиях в современном музыкальном творчестве. Студентам важно понять, каким образом звук может и должен быть представлен в электронном виде.
— Все ли студенты, приходящие на занятия по компьютерной аранжировке представляют, что означает слово «аранжировка»?
— На самом деле, далеко не все музыканты, которые начинают заниматься аранжировкой, представляют, что же это такое… Чтобы овладеть аранжировкой, необходимы глубокие знания компьютерных технологий, а их многим не хватает. Для тотально незрячих людей требуются дополнительные знания, связанные с адаптацией конкретных компьютерных программ для данной группы пользователей. Кроме того, для аранжировщика важно владеть сразу несколькими музыкальными инструментами, разбираться в их тембральных и диапазонных особенностях.
— Каким образом человек, далёкий от музыки, может понять суть профессии аранжировщика?
— Мне думается, лучше всего послушать несколько самых разных аранжировок какого-нибудь одного хрестоматийного произведения, например, «Лунной сонаты» Бетховена. Можно найти аранжировки «Лунной сонаты» для оркестра русских народных инструментов, для симфонического оркестра, эстрадно-симфонического оркестра и т.д. И каждый раз знакомая мелодия будет звучать по-новому.
Эта новизна знакомой мелодии и появляется благодаря аранжировке. Аранжировщик может внести существенные изменения в мелодию, изменить гармонию, добавить вступление, проигрыши, финал и т.д. Именно он прописывает музыкальные партии каждого конкретного инструмента, а также добавляет различные звуковые (шумовые) эффекты.
— Может ли аранжировка стать будущей профессией для незрячих людей?
— Таких примеров очень много. Например, руководители хореографических коллективов, в том числе и любительских, нередко приглашает аранжировщиков для совместной работы над постановкой танца. Аранжировщику важно учитывать не только идеи хореографа, но и профессиональный уровень, творческую «планку» конкретного танцевального коллектива.
Удачная аранжировка должна помочь танцорам в полной мере проявить свои способности, показать себя в «лучшем свете». Аранжировку можно сравнить с костюмом, который опытный портной кроит и шьёт для конкретного заказчика, учитывая все особенности, достоинства и недостатки его фигуры.
Работу для аранжировщиков предоставляют не только балетмейстеры, но и композиторы, певцы, музыкальные коллективы самой различной направленности. Недостатка заказов сейчас нет. Все компьютерные программы, необходимые для профессиональной работы, могут быть успешно адаптированы для незрячих пользователей. Поэтому в этой профессии полностью отсутствуют ограничения в связи с инвалидностью по зрению.
— Наверное, аранжировщики нередко становятся композиторами?
— Далеко не все аранжировщики могут стать успешными композиторами. Но умение сочинять музыку тоже способствует коммерческому успеху. Мне нередко приносят стихи, посвящённые юбилеям различных курских коммерческих компаний или частных лиц. Я пишу музыку и сам делаю аранжировку. Заказчики довольны — они получают «персональную песню», эксклюзивный и оригинальный подарок.
— Нельзя не обратить внимание на обилие аппаратуры в Вашем кабинете.
— Для учебного процесса нам необходимы не только компьютеры и лицензионные компьютерные программы, но и многочисленные электронные инструменты. Например, у нас есть замечательный электронный баян фирмы Roland. С виду он выглядит как самый обыкновенный концертный баян. У него такой же мех, играть на нём можно как на любом другом баяне.
Главных отличий два. Во-первых, принцип извлечения звука не механический, а электронный, а во-вторых, солист-баянист может подобрать себе любой аккомпанемент. Электронный баян способен не только исполнять партию баяна, но и всего симфонического оркестра.
Есть у нас и электронный духовой инструмент, имитирующий игру флейты, саксофона и гобоя. Я уже не говорю об обычных клавишных синтезаторах, которыми мы в избытке обеспечены. Всё это электронное «изобилие» способствует популярности моего предмета у студентов.