Широта звучания, широта русской души…
Владиславу Буяльскому двадцать лет. Незрячий с рождения. Студент четвёртого курса колледжа. В 2013 году парень принимал участие в V Международном детско-юношеском фестивале-конкурсе музыкантов-исполнителей и получил специальный приз за лучшее исполнение произведения незрячего композитора.
— На прошлом фестивале-конкурсе я получил приз за исполнение обработки украинской народной песни «Ой, чий то кiнь стоть» незрячего композитора Владимира Яковлевича Подгорного. В этом году я уже не мог принять в нём участие, так как он ориентирован на исполнителей не старше восемнадцати лет. Но мне было интересно присутствовать на конкурсных прослушиваниях.
Владислав — гражданин Республики Казахстан. Родился и вырос в городе Темиртау. Учился в Карагандинской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Своё будущее парень связывает с Россией.
— В настоящее время я подал документы для получения российского гражданства. Я испытываю самые добрые чувства к Казахстану, но как русский человек хочу жить в России. После окончания учёбы надеюсь остаться в Курске, найти здесь работу.
С семи лет Владислав играет на баяне. Он также пишет музыку для этого инструмента. Недавно администрация колледжа оказало талантливому студенту содействие в издании сборника его произведений. В нотный сборник вошли шесть музыкальных пьес, написанных с 2011 года по 2015 год.
— Я критически отношусь к своим композиторским работам, — скромно заявляет Владислав. — Мне ещё предстоит найти свой «индивидуальный почерк» в музыке. Но хотелось бы, чтобы в будущем мои произведения для баяна стали по-настоящему оригинальными, узнаваемыми для слушателей.
Юный музыкант обратил внимание, что один из его музыкальных этюдов навеян личными мотивами: «Произведение «Разлука» посвящено сокурснице по Курскому музыкальному колледжу-интернату слепых. Во время каникул мы разъехались по домам, но образ этой девушки не покидал моего сердца… Пальцы сами потянулись к баяну. С его помощью я могу сказать то, что сложно выразить словами: любовь, страсть, надежду, нежность…»
Почему Владислав решил стать баянистом?
— Я люблю баян за его певучесть, за лихие пассажи. Музыканты говорят о «широте звучания» этого инструмента. Что означает «широта звучания»? Это понятие столь же многозначно, как и широта русской души. Когда играет баян, то хочется петь во весь голос. Например, знаменитая русская народная песня «Вдоль по Питерской» лучше всего звучит именно под аккомпанемент баяна.
— Вас не смущает, что в последние годы среди молодёжи баян утратил свою популярность?
— Он менее популярен, чем во времена наших дедушек и бабушек. Но этот инструмент всё также способен удивлять и завораживать. Например, в баяне есть специальный регистр «орган», и на нём можно замечательно исполнять произведения для органа. Фортепианная музыка, например Глинки, Чайковского, Рахманинова, в переложении для баяна приобретает новое, неожиданное, «свежее» звучание.
Хороший баянист всегда играет легко, непосредственно... Кажется, что он не прикладывает никаких усилий, что так может сыграть каждый. Именно в этой лёгкости и проявляется настоящий виртуоз!
Открывать таланты, зажигать новые «звёздочки»
Одним из почётных гостей фестиваля стал член Общественной палаты РФ, директор Липецкой специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей И.И. Батищев. Игорь Иванович — единственный в России сотрудник образовательного учреждения для детей-инвалидов, удостоенный высшего педагогического звания страны — «Народного учителя Российской Федерации».
В чём, по его мнению, состоит цель проведения детско-юношеского фестиваля музыкантов-исполнителей?
— Главная цель — это открыть детские таланты, зажечь новые «звездочки». В музыке ранняя профессионализация имеет большое значение. Но даже если эти дети и не свяжут свою судьбу с исполнительской деятельностью, музыка будет способствовать формированию их внутреннего мира. Музыкальное творчество способствует становлению интеллигентного, образованного, трудолюбивого, уверенного в себе человека. Это важная составная часть реабилитации детей — инвалидов по зрению.
— Почему Вы решили лично приехать в Курск, хотя и не являетесь музыкантом?
— В этом фестивале принимают участие несколько наших учащихся, которых мне хотелось поддержать. Кроме того, я принял участие в круглом столе по развитию музыкального образования, а также использовал эту командировку для дальнейшего знакомства с опытом колледжа-интерната. Я не первый раз сюда приезжаю. Каждый год выпускники нашей школы-интерната поступают на учёбу в Курск. У нас с 1991 года действует музыкальное отделение. Это полноценная детская музыкальная школа.
По своей основной специальности я — мастер производственного обучения, специалист системы среднего профессионального образования.
В 1980 году, в возрасте 29 лет, стал одним из самых молодых в Советском Союзе директоров профессионально-технического училища (ПТУ). Наше липецкое училище успешно готовило кадры для строительного комплекса.
С 1986 года по 1990 год находился в долгосрочной командировке в Мозамбике, где помогал африканским коллегам наладить систему профессионально-технического образования в их стране.
Когда в 1990 году меня назначили директором Липецкой школы-интерната, я постарался использовать опыт своей прежней деятельности на новом месте. Меня интересовал вопрос: где будут работать и учиться наши дети после окончания школы, какое место они займут в жизни.
Музыканты и массажисты — это самые популярные профессии среди инвалидов по зрению. Поэтому этим направлениям в нашей школе уделяется особое внимание. У нас есть и духовой оркестр, и русский народный оркестр, и джаз-бэнд. Среди незрячих учащихся школы есть не только пианисты, гитаристы и баянисты, но даже скрипачи… Хотя на скрипке обычно при этой инвалидности не учатся из-за невозможности работать в оркестре.
— Вы присутствовали на гала-концерте, посвящённом открытию фестиваля, на конкурсных выступлениях. С какими впечатлениями Вы уезжаете из Курска?
— Я не берусь оценивать творческий уровень участников, так как это дело профессионалов, но как зритель я получил большое удовольствие. Также не могу не отметить, что музыка способствует раскрепощению незрячих и слабовидящих детей. У них пропадает робость, зажатость, боязливость, излишняя застенчивость и неуверенность в себе, столь характерные для этой инвалидности…
Юные музыканты искренне радуются возможности выступить перед публикой, они гордятся своими успехами. Детям из Липецка очень важно быть не хуже других, не ударить в грязь лицом!