У Вас появился шанс приступить к новой работе.
После согласования с администрацией университета, с ректором меня приняли на должность специалиста по учебно-методической работе. Специфика работы с незрячими людьми была мне близка. Поэтому логично, что мне поручили именно это направление.
Для меня было очевидно, что Центру необходимо работать со студентами со всеми категориями инвалидности: по слуху, по зрению, по опорно-двигательному аппарату, по различным внутренним заболеваниям. В этом и состоит суть нашей работы.

Незрячие туристы в Суздале
Сколько сейчас студентов Вы опекаете?
Около ста сорока человек. Каждый год цифра меняется, т.к. кто-то оканчивает университет, кто-то в него поступает. Очевидно, что студентов с инвалидностью в вузе гораздо больше. Наверное, в несколько раз больше! Но большинству из них специальная помощь не требуется.
Мы не стремимся любой ценой увеличить охват студентов ради красивых цифр. Суть нашей работы заключается в индивидуальном подходе к каждому. Работаем именно с теми, кому действительно нужна помощь.
Сколько сейчас студентов с инвалидностью по зрению учится во Владимирском государственном университете? Какая помощь им оказывается?
Сейчас у нас пятнадцать таких студентов. В основном, это «тотальники» или юноши и девушки с небольшим остатком зрительных функций. Есть студенты-сироты, которые в силу жизненных обстоятельств нуждаются в особом внимании и поддержке. Немало молодых людей с другими сопутствующими заболеваниями.
Суть нашей работы состоит в комплексном подходе к реабилитации. Это прекрасно видно на примере незрячих студентов. Для них проводятся занятия по пространственной ориентировке, по использованию современных информационных технологий. Если имеются какие-то пробелы в социально-бытовых навыках или во владении рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом, то их тоже вполне реально подтянуть.
Мы следим за тем, чтобы студенты имели всю необходимую учебную литературу, напечатанную брайлевским шрифтом, чтобы они в комфортных условиях могли сдавать экзамены.
Обучение в вузе – это шанс на социализацию в обществе, на новую жизнь. Для этого должны быть созданы и внешние условия, и сам человек должен приложить усилия.
Что Вы имеете в виду? Каких усилий ожидаете от студентов?
В первую очередь, необходимы навыки коммуникации. Человек должен быть готов к активному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями. Приветствуется активное участие в организации различных мероприятий. Мы организуем праздники, экскурсии. Регулярно выезжаем в Москву.
Очень важно, чтобы студенты понимали, что после окончания университета им, к сожалению, не гарантировано трудоустройство по специальности. Возможно, в современном мире университет и не ставит перед собой такую задачу.
Вузы далеко не всегда выпускают «готовых специалистов», которых с распростертыми объятиями ждут государственные и коммерческие структуры. Но если человек проявляет упорство, готовность к изучению нового, к повышению квалификации и даже – при необходимости! – к переквалификации, то работу он найдёт.
Конечно, необходимо учитывать, что людям с инвалидностью на рынке труда приходится труднее, чем относительно здоровым согражданам. Поэтому важно во время учёбы в вузе постараться воспитать в себе бойцовские качества, силу воли.
Какие специальности популярны в Вашем вузе среди незрячих студентов?
С большим отрывом лидирует психологический факультет. Молодые люди выбирают профессию психолога.
Чем Вы объясняете такой выбор?
Думаю, это связано с тем, что немало молодых незрячих страдает от одиночества. В детстве и в подростковом возрасте им не хватает общения.
Получается, что, выбирая профессию психолога, молодые люди хотят помочь не только другим, но и самим себе?
Эти процессы тесно связаны между собой. Многие незрячие задумываются о том, как строятся коммуникативные процессы между людьми в семье, в дружеской среде, на работе.
Не могли бы Вы на конкретных примерах рассказать о Вашей работе?
Много внимания мы уделяем пространственной ориентировке. Важно, чтобы незрячий студент хорошо ориентировался в городе в любых погодных условиях. Мы работаем с рельефными картами, разбираем различные маршруты. Чтобы люди знали, как проехать из университета в общежитие, где находятся во Владимире спортивные объекты, культурно-развлекательные учреждения и т.д.

Незрячие экскурсанты во Владимире
Анна Владимировна, у меня была возможность погулять с Вами по городу. Вы передвигаетесь очень быстро, нередко обгоняя зрячих горожан и туристов.
Я не экстремал. Не преследую цель быть быстрее всех, но при ходьбе предпочитаю активный темп. Это удаётся благодаря хорошему пространственному представлению об окружающей городской среде. Пространственное представление не только даёт возможность хорошо ориентироваться на местности, но и понимать особенности архитектурных памятников, их красоту, выразительность.
Вы проводите большую работу в Региональном ресурсном учебно-методическом центре по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ. Почему, кроме этого, возникла необходимость в появлении некоммерческой общественной организации «Акме»?
Красивое слово «Акме» по-гречески означает «Вершина». И это символическое название, т.к. суть нашей деятельности как раз и состоит в том, чтобы каждый человек с инвалидностью смог подняться на свою вершину, на свой Эверест.
Создание и регистрация некоммерческой общественной организации даёт нам возможность участвовать в различных грантовых конкурсах как на региональном, так и на федеральном уровне. Таким образом, мы можем финансировать работу клуба настольных игр, выезды на спектакли, на экскурсии.
Окончание в следующем номере
Беседу вёл Илья Бруштейн
Фотографии Ильи Бруштейна и из личного архива А.В. Мещеряковой