А.В. Мещерякова – звезда города Владимира! Яркий, талантливый, разносторонний человек. С ней стремятся встретиться многие гости города. Особенно это касается россиян с инвалидностью по зрению, а также специалистов, которые им помогают.
Такая востребованность не могла не наложить отпечаток на образ жизни нашей героини. Уже в течение трёх лет Анна Владимировна не была в отпуске. Создаётся впечатление, что её рабочий день никогда не заканчивается, да и в выходные дни остаётся всё меньше времени для отдыха.
А.В. Мещерякова – заместитель директора Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Она – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной педагогики родного вуза, директор некоммерческой общественной организации «Центр содействия всестороннему развитию личности и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья «Акме».
А ещё Анна Владимировна преподает пространственную ориентировку во Владимирской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Она участвует во многих реабилитационных проектах. Побывав во Владимире, корреспондент газеты «Поле зрения» не мог не встретиться с человеком, который искренне любит свой родной город и преданно служит землякам.
Анна Владимировна, хотелось бы узнать об основных вехах Вашей жизни.
Родилась во Владимире. С рождения зрение было очень плохим. Можно сказать, что балансировала на грани слепоты и слабовидения. Полностью потеряла возможность видеть мир уже в подростковом возрасте, в 15-16 лет. Строго говоря, меня не должны были принимать в нашу местную школу-интернат. В советское время она предназначалась почти исключительно для слабовидящих детей. А незрячих школьников направляли в школу-интернат города Горького (Нижнего Новгорода).
Но в детстве были серьёзные проблемы со здоровьем. Поэтому родители не могли представить ситуацию, что меня надо будет отправить на учёбу далеко от дома. В итоге всё разрешилось благополучно. Меня приняли во Владимирскую школу-интернат.
Правда, там не изучалась система Брайля, не преподавалась пространственная ориентировка, не было брайлевских учебников. Это недостатки ситуации, когда почти незрячий ребёнок попадает в класс для слабовидящих.
Как же Вы справлялись?
В начальной школе было легче. У нас были учебники с крупным шрифтом. И я с помощью лупы могла разобрать плоскопечатный текст. В средней школе стало сложнее. Учебники нам стали выдавать с обычным шрифтом. Остаток зрения стремительно падал. Фактически училась на слух. При этом неплохо писала, но уже не была способна разобрать собственный текст.
В тринадцать лет папа научил меня вслепую печатать на обычной пишущей машинке. Это было разумное решение! Я печатала все домашние задания.
Чем Вам запомнилась школа?
Главной страстью, радостью и отдушиной стала художественная литература. С детства любила читать и была готова преодолевать все преграды на этом пути.
В начальной школе читала с лупой. Потом пришла пора аудиокниг. В старших классах освоила брайлевский шрифт. До сих пор аудиокниги играют важную роль в моей жизни. Но одновременно много читаю по Брайлю.
Дома не было специального тифлотехнического магнитофона для прослушивания говорящих книг. И тогда папа переоборудовал обычный кассетный магнитофон для этих целей. Он поставил на магнитофон специальную четырёхдорожечную головку и переключатель дорожек. Таким образом, обычный кассетный магнитофон обрёл «новую жизнь» и стал тифлотехническим средством для прослушивания специальных кассет из Библиотеки слепых.
В настоящее время аудиокассеты практически исчезли из нашей жизни. Поэтому хотелось бы напомнить читателям, что «говорящие книги» для слепых нельзя было прослушивать на обычном кассетном магнитофоне. Требовалось или специальное устройство, или «модернизация» имеющейся техники, которую и провёл Ваш отец.
Это было связано с тем, что продолжительность звучания обычных кассет составляла один час, а специальных кассет для незрячих – четыре часа. Поэтому их и нельзя было прослушивать на обычном магнитофоне.
Говорящие книги», которые распространяла библиотека слепых, записывались профессиональными актёрами?
Иногда – да, но чаще всего – нет. Аудиокниги, как правило, записывали дикторы, не имеющие актёрского образования и специальной подготовки. Но это были люди с чёткой, правильной речью. В основном, они обладали приятным, мелодичным голосом. Текст читался нейтрально, но с выражением. Больше от аудиокниги ничего не требовалось!
Аудиокнигу не надо путать с аудиоспектаклем, который требует участия профессиональных актёров. А в аудиокниге самое главное – донести до слушателя содержание текста. С этим, как правило, справляется любой диктор.
Вообще, аудиокниги не являются атрибутом, характерным именно для жизни незрячих людей. Их слушают и «глазастые» соотечественники, например, некоторые автолюбители во время поездок на машине. Но для инвалидов по зрению, в том числе детей и подростков, они играют особую роль. Для меня это – важная часть жизни. Особенно до того момента, как я овладела брайлевским шрифтом.
Какие аудиокниги Вас особенно привлекали?
Самые разные. Меня тянуло и к отечественной литературе, и к зарубежной, к классике и к развлекательному жанру. Прекрасно помню, как на кассетах знакомилась с «Идиотом» и «Братьями Карамазовыми» Ф.М. Достоевского. А потом, когда освоила Брайль, одними из первых прочитанных произведений стал роман Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» и его повесть «Белые ночи».
Чем Вас в подростковом возрасте привлёк Достоевский?
Думаю, что философскую глубину его произведений в юном возрасте я ещё не могла в полной мере осознать. Но он меня поразил яркостью, страстностью и эмоциональностью своих героев. Если человек любит, то он любит! Если ненавидит, то ненавидит! Так я в то время воспринимала образы Достоевского. Это были литературные герои, которые бросаются в омут с головой, идут до конца. Всё это не может не будоражить сердце молодой, впечатлительной девушки!
Ещё в школьные годы огромное впечатление произвёл роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Любовь Анны и Вронского, образ Анны.
Чем Вам запомнилась Анна Каренина?
Для меня она стала воплощением яркой, самодостаточной женщины с внешне неброской красотой, но огромной харизмой. В этом романе прекрасно показана роковая любовь, от которой человек не может уйти. Эта любовь определяет всё дальнейшее течение жизни.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть «Евгения Онегина» А.С. Пушкина и образ Татьяны Ларины. Этот женский образ тоже произвёл неизгладимое впечатление.
В школе Вы так увлеклись литературой, что решили поступать на филологический факультет?
Меня действительно увлекла литература. И, одновременно, ещё в школе заинтересовала педагогика, преподавательская деятельность. Правда, и родители, и бабушка отговаривали от поступления. Они хотели, чтобы я стала медсестрой по массажу. Считали это более подходящей профессией для незрячей девушки.
Бабушка мне говорила: «Медсестра отработала смену – и свободна! Может делать всё, что она хочет! А учителю, филологу часто приходится работать без выходных… Ответственность большая, нервотрёпка!»
Кроме того, родители опасались, что из-за ограничений по зрению я не справлюсь с учёбой. А если всё-таки справлюсь, то потом возникнут трудности с дальнейшей трудовой деятельностью.
Но Вы не послушали этих советов и поступили на филологический факультет.
Мне было интересно! Это самое главное! На филологическом факультете Владимирского государственного университета училась с 2003 по 2011 год. Из этого времени три года была в декрете, в академическом отпуске. В 2006 году родился сын Никита.