В прошлом номере газеты «Поле зрения» мы начали знакомить наших читателей с замечательным человеком из города Владимира А.В. Мещеряковой. Она полностью лишена зрения и отдаёт много сил и энергии, помогая товарищам по несчастью. Анна Владимировна – заместитель директора Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета, директор некоммерческой общественной организации «Центр содействия всестороннему развитию личности и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья «Акмэ».
Анна Владимировна, не могли бы Вы рассказать о ком-либо из студентов, с которыми Вам приходилось работать за эти годы?
Очень показателен пример молодого человека из Северной Осетии Тимура Басаева. Он – тотально незрячий, сирота. Воспитывался у родственников в горном селе. Обучался в Кисловодской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей.
В чём была главная проблема Тимура до поступления в университет? Он не мог найти своё место в жизни. Как он сам неоднократно рассказывал, в доме родственников, где он воспитывался, ему было откровенно скучно.
Вроде бы на селе всегда много работы. Скучать некогда! Но Тимура из-за инвалидности почти не допускали до сельскохозяйственных работ. Он чувствовал себя ненужным, невостребованным.
Родственники считали, что если он инвалид, то может просто сидеть дома. Они были готовы кормить его всю жизнь, но не видели необходимости в получении специальности.
Нерадостные перспективы вырисовывались для молодого человека!
Ему помог учитель математики Кисловодской школы-интерната Т.В. Рябов, который прочитал в специализированном детском и молодёжном журнале для инвалидов по зрению «Школьный вестник» информацию о том, что во Владимире незрячие студенты успешно учатся на психологическом факультете. И возникла мысль, что Тимуру тоже надо ехать во Владимир и поступать в вуз.
Молодому человеку эта идея понравилась, но возникли проблемы с его родственниками. Они жалели парня, но искренне не могли понять, зачем слепому нужно куда-то уезжать из родного села, получать какую-то специальность… Всё-таки общими усилиями, в том числе благодаря школьному учителю, родственников удалось уговорить. Сам Тимур тоже проявил настойчивость!
Как складывалась жизнь Тимура во Владимире?
Я с ним познакомилась сразу же после его поступления в университет. Школьный уровень подготовки по основным предметам был у него неплохим. Поэтому, в целом, учиться Тимуру было не очень сложно.
Но на первых порах молодой человек не умел обращаться с деньгами, распределять финансовые ресурсы. А это необходимый навык для самостоятельной жизни! Он не задумывался о том, что, например, в преддверии зимы необходимо приобрести зимнюю одежду и обувь.
В то время Тимур был очень скромным, застенчивым. Он не хотел принимать помощь даже в том случае, если она ему действительно требовалась. Более того, он даже стеснялся забрать у тёти банковскую карточку, на которую приходила его пенсия.
Но со временем всё наладилось. Тимур освоился во Владимире, разобрался и с городским пространством, и с особенностями жизни в общежитии.
Вероятно, в школьные годы у него практически не было опыта самостоятельной пространственной ориентировки?
Конечно. В школе-интернате он постоянно находился под наблюдением педагогов и воспитателей. А в родном селе значительную часть времени проводил дома. Поэтому во Владимире парню предстояло совершить серьёзную психологическую перестройку, научиться жить по-новому.
Помню ситуацию, которая произошла с Тимуром во время экзамена по пространственной ориентировке. Суть экзамена состояла в том, что каждый незрячий студент должен пройти дистанцию в городе самостоятельно, без посторонней помощи. Вместе с тем из соображений безопасности мы всё-таки привлекли к этому мероприятию волонтёров. Условно назвали их «тайными волонтёрами».
Что это значит?
Волонтёрам было предписано наблюдать за нашими экзаменуемыми, но не помогать им. Надлежало вмешаться только в крайнем случае: если человеку грозит какая-то опасность.
Вы хотели, чтобы все участники справились с дистанцией самостоятельно, без посторонней помощи?
В этом и состояла идея экзамена! Чтобы люди были готовы к самостоятельному перемещению по городу.
Тимур сначала хорошо справлялся с заданием. Он успешно дошёл до нужного объекта. Но во время возвращения назад молодой человек запутался. Очевидно, что его смутил снег, снежный покров. Тимур стал плутать на месте, нервничать, ходить кругами. В этой ситуации волонтёр, наблюдающий за этой картиной, всё-таки решил дать о себе знать.
Он подошёл к экзаменуемому, приободрил его, но, по сути, не стал помогать. И в итоге, Тимур справился сам. Всё-таки нашёл дорогу назад!
Почему Вы решили в нашей беседе так подробно рассказать именно об этом молодом человеке?
Тимур уже окончил университет, получил диплом психолога. Мне очень приятно отметить, что сейчас он работает штатным психологом нашего Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Раньше молодому человеку требовалась помощь, а сейчас он сам помогает другим. Не могли бы Вы рассказать, в чём состоят служебные обязанности Тимура?
У нас в Центре трудятся два психолога. Тимур – один из них. Специалисты проводят индивидуальную работу с каждым из студентов с инвалидностью, в том числе для этого используются различные тесты. Именно психолог может определить, как студент справляется с учебным процессом, насколько он реабилитирован, с какими трудностями молодые люди сталкиваются в жизни.
Возникает психологический портрет, который помогает Вам организовать дальнейшую индивидуальную работу?
Психологи у нас занимаются не только этим. Они также работают с абитуриентами и будущими абитуриентами. Сотрудники Центра регулярно выезжают в командировки, посещают школы-интернаты для незрячих и слабовидящих детей, рассказывают о возможностях, которые предлагает Владимирский государственный университет.
Также Тимур Викторович Басаев ведёт психологическую работу и со студентами без инвалидности. Штатный психолог задействован почти во всех наших проектах и мероприятиях. Хороший психолог должен уметь не только разобраться с имеющимися у человека трудностями, но также спрогнозировать будущие возможные проблемы. Здесь важно «работать на опережение»!
Как Вы оцениваете уровень доступной среды во Владимире?
На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ применительно к инвалидам по зрению. Гораздо проще разобраться в ситуации в отношении инвалидов-колясочников. Здесь есть чёткие и ясные критерии: может ли проехать коляска; имеется ли безбарьерная среда; или какой-то объект, какое-то пространство для колясочников недоступны?
Для незрячих людей гораздо более важен их собственный уровень реабилитированности, их знания, навыки, психологический настрой. Конечно, удобнее, если в городе или на каких-то объектах инфраструктуры применяется тактильная плитка, специальная разметка. Но и без этого вполне возможно ориентироваться и чувствовать себя в безопасности.
Среди необходимых удобств я бы обозначила озвученные светофоры. По моей информации, у нас в городе озвучены все переходы. А в Москве, которая является несомненным лидером в России в создании доступной среды, ещё не все… Здесь Владимир обогнал столицу!
Думаю, что было бы хорошо, если бы каждый автобус, троллейбус, трамвай, который подъезжает к остановке общественного транспорта, объявлял свой номер и направление движения. Но этого нет ни в одном городе, в том числе в столице. Поэтому Владимир здесь не является исключением!