Какой опыт Вы приобрели при работе с макетами?
Этим занимались и занимаются профессионалы, опытные макетчики. Мы анализируем их работу, отзывы экскурсантов. Такие профессиональные макеты нельзя сравнить с массовой продукцией, продающейся в сувенирных киосках!
При изготовлении макетов применяются три основные технологии. Первая ‒ сборка и склеивание. В качестве материала нередко используется оргстекло. Вторая ‒ 3D печать, третья ‒ литьё. Самая экономичная методика ‒ сборка и склеивание. Но при сложных объектах с множеством деталей, например, культовых сооружениях, она не всегда обеспечивает оптимальный результат.
3D печать даёт возможность максимально точно передать все детали, всю сложность архитектурных форм, но, к сожалению, исходный материал – пластик – искажает тактильное представление об исходном объекте.
Наиболее дорогостоящая и, на мой взгляд, совершенная технология ‒ литьё. Она даёт возможность работать с искусственным камнем, с другими материалами, наиболее близкими к оригиналу. Литые макеты производят сильное, яркое психологическое впечатление. Особенно это касается незрячих детей. Они не скрывают своего восторга!
В этой связи высокие затраты на изготовление таких макетов можно считать вполне оправданными. В нашей работе мы использовали все три технологии. При изготовлении одного макета они могли комбинироваться. Например, фасады здания печатались на 3D-принтере, остальные архитектурные формы вытачивались и приклеивались к фасадам.
Конечно, даже самый совершенный макет не может передать реальный архитектурный объём. Но с этой ситуацией можно справиться. Например, я обычно беру на экскурсию небольшую палочку, которая соответствует среднему человеческому росту. Экскурсанты видят, насколько то или другое здание больше человеческого роста.
Конечно, важно, чтобы все макеты, которые используются для экскурсии, были выполнены в одном масштабе. У нас так и происходит. Мы выбрали для себя масштаб 1:200. И строго ему следуем. Несколько макетов в разных масштабах могут вызвать путаницу.
Важный аспект, который не могу не отметить: макет должен быть прочным, стабильным, солидным. У незрячего человека, который у нему прикасается, не должно возникнуть ощущение, что конструкция может сломаться, повредиться. Конечно, и у организаторов экскурсий не должно быть поводов для волнений.
Этого Вам удалось добиться?
В полной мере! Наши макеты весьма долговечны. Уверена, что они ещё немало лет будут радовать владимирцев и туристов. А уж тяжеловесные макеты из литого мрамора, напоминающего природный известняк, создают впечатление, что они созданы на века!
Разумеется, каждый макет должен точно и реалистично отражать все архитектурные детали. С другой стороны, допустимо и даже целесообразно выделять некоторые детали, например, выступы над окнами, чтобы их можно было тактильно рассмотреть. В этом случае нарушение пропорций – единственно возможный путь.
Вероятно, Вы постоянно анализируете, как незрячие туристы воспринимают макеты и, в целом, экскурсионный материал?
Да. Кроме того, являясь незрячим человеком, я могу воспользоваться и личным опытом. Мне довелось посещать музеи во многих российских городах. Хотелось бы поделиться одним наблюдением: нередко экскурсоводы, зрячие люди, считают, что макет не требует каких-либо комментариев. Например, если показать незрячему человеку качественный макет какой-нибудь церкви, то он будет иметь адекватное представление об этом здании.
Разве это не так?
Тактильное восприятие, во многом, отличается от зрительного. Недаром в тифлопедагогике существует специальное понятие ‒ «алгоритм осязательного обследования».
Какое это имеет значение для организации экскурсий?
Кроме макетов обязательно нужно создавать тифлокомментарии, т.е. экскурсовод должен знать, каким образом представить макет незрячим экскурсантам, на что обратить внимание. Осязательный образ складывается из деталей. На эти детали, архитектурные элементы гид обязательно должен обратить внимание, чётко обозначив, где именно они располагаются на макете.
Когда речь идёт о фигурах людей или животных, то описание должно идти сверху вниз. От макушки головы к ступням. Это, кстати, соответствует и привычному для зрячих людей взгляду. В этом случае тоже взгляд обычно скользит сверху вниз. При описании архитектурных объектов надо поступать наоборот. Описание должно идти от фундамента к крыше.
Экскурсовод обязательно должен следить за чёткостью и последовательностью в описании архитектурных объектов. Иначе в головах незрячих экскурсантов возникнет хаос, не способствующий благоприятному впечатлению от экскурсии.
Как у нас происходит во время экскурсии? Одновременно с моим рассказом ассистент помогает экскурсантам осматривать макеты.
В чём заключается эта помощь?
Как правило, ассистент держит макет в руках, чтобы экскурсанты могли использовать для тактильного осмотра обе свои руки. Впрочем, есть люди, которые предпочитают сами взять макет в руки. Одной рукой его придерживать, а другой – осматривать.
Но самое главное, что во время осмотра ассистент указывает на конкретные осязательные точки, т.е. те архитектурные детали, на которые имеет смысл обратить внимание. Это могут быть колонны, балконы и т.д.
По Вашему опыту, сам человек не сможет найти эти детали на макете?
Бывает по-разному. Есть люди, которые любят всё тщательно осматривать и обладают большой концентрацией внимания. Но многим такая помощь, на самом деле, требуется. Кроме того, экскурсия должна доставлять удовольствие. Человек должен иметь возможность отдохнуть, расслабиться. Поэтому не нужно ставить перед людьми трудноразрешимые задачи! Лучше обратить их внимание на яркие, интересные детали, которые потом надолго останутся в памяти.
Анна Владимировна, рассказ о городских достопримечательностях, как правило, требует использования многочисленных архитектурных терминов. С их пониманием во время экскурсий возникают трудности?
Я убеждена в том, что без использования архитектурных терминов любая экскурсия потеряет своё познавательное значение. С другой стороны, если экскурсовод начинает жонглировать терминами, которые никто не понимает, это тоже не вызовет радости у экскурсантов.
Поэтому, на мой взгляд, архитектурные термины надо использовать, но делать это дозировано, объясняя каждый термин. Например, говоря о «полуколонне», можно сказать, что это столб, наполовину выступающий из стены. Полуколонны имеют исключительно декоративное значение. На них не опираются несущие конструкции. Всё просто и понятно!
Я обратила внимание, что людям, знакомым с архитектурными терминами, проще понять любую экскурсию. Эти знания полезны и для детей, и для взрослых. Незрячим они вполне доступны!
Знакомство с макетами происходит у Вас во время экскурсии прямо на улице?
Да. И в этом есть, прямо скажем, определённая сложность. В холодное время года такие мероприятия невозможны или, во всяком случае, нецелесообразны. Но макеты продолжают жить своей жизнью. Их можно использовать на лекциях и других мероприятиях в закрытых помещениях, что мы и делаем.
Анна Владимировна, когда мы говорим о туризме, не могу не спросить Вас о кулинарных впечатлениях на Владимирской земле. Что нужно здесь обязательно попробовать? Что является уникальным?
Владимир и Суздаль знамениты своей медовухой. Это ни для кого не секрет! Взрослые экскурсанты с удовольствием дегустируют этот слабоалкогольный, но всё-таки пьянящий напиток. Настроение он повышает!
Конечно, надо соблюдать меру. Не стоит пытаться попробовать все сорта сразу!
Владимир и Владимирская область знамениты особыми сортами вишни ‒ сладкой, кислой и кисло-сладкой. Здесь тоже есть что попробовать! Город Муром во Владимирской области прославился вкусными калачами. Покров успешно продвигает изделия из шоколада и пряники.
Наверное, все журналисты любят спрашивать героев своих бесед о дальнейших планах. Мне тоже не хочется быть исключением. Какие реабилитационные проекты Вам хотелось бы осуществить в ближайшие годы?
Мне хотелось бы продолжать ту работу, которая у нас уже ведётся. Также было бы замечательно больше внимания уделить пространственной ориентировке. Это направление можно совместить с экскурсионным. Например, группа незрячих людей приезжает на несколько дней в какой-то город. Там организуется не только экскурсионная программа, но и проводятся занятия по GPS-навигации.
Можно совместить приятное с полезным!
Мы не только совместим приятное с полезным, но и поможем молодым людям самостоятельно ориентироваться в незнакомом месте, изучать его, узнавать. Это полезный жизненный навык! Конечно, для подобных выездов нужна грантовая поддержка. Надеюсь, что её удастся получить!
Чем для Вас является город Владимир?
Это мой родной город, в котором я с удовольствием живу, где с удовольствием принимаю гостей, где чувствую себя нужной, востребованной и полезной. А ещё это город, где легко дышится в прямом и переносном смысле!
Беседу вёл Илья Бруштейн
Фотографии Ильи Бруштейна и из личного архива А.В. Мещеряковой