— Ваше отношение к стандартам, протоколам? Далеко не у всех докторов однозначное к ним отношение…
— Как клиницист, я считаю, что каждого пациента надо лечить строго индивидуально. Как человек, работающий в области организации офтальмологической службы, считаю, что протоколы и стандарты — вещь крайне необходимая, потому как они позволяют регламентировать подходы к лечению. У стандартов и протоколов существует экономическая составляющая, они являются инструментом взаимоотношений с органами, которые нас субсидируют. Без них мы не сможем обойтись, это не вызывает сомнений. Однако подход к пациентам все же должен быть индивидуальным, но в утвержденных этими протоколами рамках. Другое дело, что мы можем быть недовольны какими-то стандартами, но если кто-то из недовольных сядет и попробует их составить, он поймет, что это громадный труд. Конечно, в них возможны ошибки, а где их нет?
— Южно-Уральская офтальмология имеет замечательные корни…
— Поскольку данная конференция посвящена юбилейной дате медицинского университета, уместным будет сказать, что Челябинский медицинский институт создан в 1944 году на базе эвакуированного Киевского медицинского института. Первым заведующим кафедрой был профессор Самойлов Александр Яковлевич. В последующем кафедру глазных болезней возглавил профессор Александр Борисович Кацнельсон — ученый с мировым именем. Мало кто знает, что его ученику — профессору Петру Соломоновичу Каплуновичу, руководившему кафедрой на протяжении ряда лет, принадлежат пионерские работы по изучению стенонова протока и его пересадке в коньюнктивальную полость. Огромная заслуга в области последипломного образования и активации научных исследований принадлежит Ларисе Николаевне Тарасовой. Благодаря ей был создан и успешно функционировал 10 лет диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, его деятельность приостановлена ввиду реогранизации учреждения — Уральской государственной медицинской академии последипломного образования.
— Вам повезло с учителями?
— Да, в этом плане я счастливый человек. В практическом здравоохранении моим первым учителем была Нина Геннадьевна Варнавская, которая научила меня клиническому мышлению. Моим учителем в науке стала Лариса Николаевна Тарасова. Я очень признательна ей за уроки методологии научного исследования. И мой главный Учитель — Алевтина Федоровна Бровкина. Впервые мы встретились на защите моей докторской диссертации в 1998 году. Хорошо помню ее вопросы (которых, кстати, тогда очень боялась) и комментарии, призывающие отвечать кратко и конкретно. Позже я приехала к ней в отдел МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца с желанием заниматься офтальмоонкологией. И была просто очарована радушным человеческим приемом, уважительным отношением и искренним желанием поделиться своими знаниями. Мы общались всего неделю, но за эти дни я получила столько, что мне хватило на годы. Мне повезло увидеть практически все доступы к орбите и ее виртуозные блокэксцизии. Это филигранная, очень бережная хирургия, в которой нет ни одного лишнего и необдуманного движения. В последующем я еще не раз приезжала в Москву на учебу. Походы в операционную с Алевтиной Федоровной — это всегда что-то новое. Несомненно, она для меня — главный эксперт. Иногда, правда, мне попадает, но обид не возникает никогда. Внутренне она мне очень близкий и понятный человек.
— Возможно, я ошибаюсь, но у врачей, как ни в какой другой профессии, очень уважительное отношение к учителям.
— В нашей профессии учитель — это проводник, который берет тебя за руку и ведет по дороге профессии, предупреждая о нелепых ошибках, руководствуясь своим многолетним опытом. И ты чувствуешь себя спокойным и защищенным.
И очень важно, когда ты окрепнешь и встанешь на ноги, помнить об этом и быть ему благодарным. Всегда… Проходит время, и в своей руке ты уже держишь руку другого, совсем юного человека, который уже доверяет тебе. И подвести его ты просто не можешь. Твое отношение к учителям — это будущее отношений твоих учеников к тебе.
— Ваши любимые писатели?
— Булгакова могу перечитывать много-много раз…
— Что является Вашим главным недостатком?
— Мне кажется, что озвучивание недостатков, как и работа над ними — это внутреннее состояние каждого человека. Достаточно повесить себе на стенку 64 (в некоторых редакциях 40) признака гордыни из Махабхараты и работать над собой в направлении совершенствования. А то, что она есть у всех людей в разных проявлениях, это даже сомнения не вызывает.
— Что Вы больше всего цените в Ваших друзьях?
— Прежде всего — н а д е ж н о с т ь.
— Ваши основополагающие жизненные принципы?
— Я считаю, что у каждого человека в этой жизни есть предопределение. Каждый пришел в этот мир для решения конкретных задач, для какой-то особой миссии. Но все же каждый из нас имеет возможность сделать еще и свой выбор. Мне очень нравится одна притча — притча о Красивом Сердце. Суть ее заключается в споре молодого человека и старика, чье сердце красивее. Молодое — без единого изъяна или старое, все в шрамах, дырках, израненное. Сердце старика стало таким, потому что всю свою жизнь он отдавал свою любовь в виде кусочков сердца людям. При этом они иногда возвращались к нему обратно, заполняли пустоты и, конечно же, идеально не подходили. И этот старик живет тайной надеждой, что в один прекрасный день все пустующие пространства его сердца будут заполнены…
Вот такой жизненный принцип. Наверное, поэтому я и выбрала эту профессию.
Беседу вел Сергей Тумар
19 декабря 2014