Интервью с директором Центра микрохирургии глаза «Финист» Николаем Николаевичем Горбачевым
— Уважаемый Николай Николаевич, пожалуйста, представьтесь читателям «Поля зрения».
— Горбачев Николай Николаевич, 58 лет, родился в Южно-Сахалинске, образование высшее, экономист. Женат, двое взрослых детей и внук. С 1991 года — директор ООО «Финист», а затем — ООО «Центр микрохирургии глаза «Финист». Перед этим работал по специальности в тресте «Сахалиншахтострой».
— Как Вы считаете, зависит ли уровень той или иной клиники от месторасположения на карте?
— Нет, не зависит. Пример тому — наш «Финист», он находится на самых дальних островах России. Где бы клиника ни располагалась, ее уровень определяют, прежде всего, кадры, современное оборудование и организация дела. Еще в 1991 го-ду МНТК «Микрохирургия глаза» в лице профессора Владимира Васильевича Лантуха, работавшего тогда директором Новосибирского филиала МНТК «Микрохирургия глаза», обратил внимание на Сахалин как перспективную «точку роста» новых офтальмологических услуг населению. Тогда же с согласия основоположника этой системы, Святослава Николаевича Федорова, и при содействии Элеоноры Валентиновны Егоровой (она руководила филиалами) в Москве было принято решение открыть на острове профильный диагностический центр на деньги сахалинских предпринимателей в виде общества с ограниченной ответственностью. Заинтересованность в нем была обоюдной.
Осуществить планы помогли островные предприниматели и бизнесмены из ассоциации «Сахалинстрой» (генеральный директор — Виктор Иванович Тимченко) и советско-японского рыбодобывающего предприятия «Диана» (генеральный директор — Анатолий Борисович Лунин). Есть их прямая заслуга в том, что в Южно-Сахалинске появилась клиника, оснащенная японским диагностическим оборудованием высшего класса, приобретенным на деньги возглавляемых ими предприятий.
Первым врачом-офтальмологом в «Финисте» стал Игорь Борисович Дружинин — молодой аспирант кафедры офтальмологии Новосибирского государственного медицинского института. В Южно-Сахалинск он переехал вместе с семьей из Новосибирска и проработал здесь 8 лет. Сейчас И. Дружинин — кандидат медицинских наук, опытный хирург. Работает заведующим WETLAB в Новосибирском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова. Уже на второй год существования клиники здесь, в арендованной операционной, стали делать операции по удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика. В Сахалинской области до этого подобные операции не выполнялись. Позже, благодаря докторам «Финиста», новой технологией овладели врачи глазных отделений областной и городской больниц. Поучившись у нас, они стали успешно делать операции по удалению катаракты с имплантацией ИОЛ, возвращая зрение пациентам.
— Что является основополагающим моментом при оценке качества услуг?
— Удовлетворенность пациента результатами лечения — это лучшая оценка качества. Мы работаем в системе здравоохранения Российской Федерации и, естественно, выполняем все требования нормативных документов, касающихся качества оказания медицинской помощи. Это объективная оценка качества. Но, если говорить о субъективном, то, безусловно, — это улучшение качества жизни пациента после того, как улучшается зрение, снимаются воспаления, останавливаются процессы, которые могут привести к слепоте...
Частная медицина, как и государственная, — трудное и очень ответственное дело. Это работа круглые сутки... Ведь если не будет результата и удовлетворенности пациентов качеством нашей работы, они могут «проголосовать ногами». И тогда можно остаться без ничего, причем в красивых стенах и с самым лучшим оборудованием...
— Как Вы оцениваете перспективы частной медицины в России?
— Они хорошие. В стране много частных офтальмологических клиник. Наша — одна из них, одна из первых в России. В будущем году «Финист» отметит свое 25-летие, причем с хорошими результатами.
В чем перспективы? Частную клинику отличают мобильность и маневренность. Она может быстрее перестроиться с учетом изменяющейся экономической ситуации в стране и под влиянием внешних экономических обстоятельств. Если, к примеру, «Финисту» нужна дополнительная штатная единица, я пишу приказ и решаю проблему. Если необходимо отметить работу нужных нашей клинике специалистов, приказом устанавливаю стимулирующие надбавки либо выбираю другие варианты поощрения. И все это быстро: без сторонних согласований, преодоления бюрократических барьеров и различных формальностей. Если же какие-то звенья технологической цепочки не срабатывают, опять-таки всегда можно оперативно перестроиться. А самое главное — частный бизнес очень быстро реагирует на потребность в той или иной медицинской услуге.
Мы взаимодействуем с бюджетной медициной. К примеру, в прошлом году в областной больнице вышел из строя оптический когерентный томограф. Больница оперативно заключила с «Финистом» договор, и пока томограф был в ремонте, наши врачи бесплатно принимали сторонних пациентов на условиях взаиморасчетов с больницей. Когда в этом же учреждении закончился медицинский препарат луцентис, и пока шла его закупка, пациенты, которым необходимо было делать очередное введение препарата, получили эту медицинскую услугу в нашей клинике.
Врачи-офтальмологи городских и районных поликлиник направляют к нам островитян на дополнительные обследования и консультации. Как правило, это оптическая когерентная томография, В-сканирование и консультация пациентов с сахарным диабетом у лазерного хирурга.
В тех же случаях, когда врачи «Финиста» сталкиваются с проблемой длительного стационарного лечения пациента, а у нас нет возможности его проводить, направляем пациентов в Сахалинскую областную или Южно-Сахалинскую городскую больницы. Это хорошие примеры взаимодействия частной и государственной медицины.
И, что особенно важно, по собственной инициативе, при поддержке Министерства здравоохранения Сахалинской области, уже несколько лет мы совместно со специалистами глазного отделения Сахалинской областной больницы проводим научно-практические конференции с приглашением ведущих врачей-офтальмологов России. В этих конференциях принимают участие практически все офтальмологи Сахалинской области. В этом году на VIII весеннюю конференцию приезжал заведующий отделом терапевтической офтальмологии МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, профессор Дмитрий Юрьевич Майчук.
На XIX осенней — с докладами выступили заместитель директора по научной работе ФГБНУ «НИИГБ», профессор Валерий Петрович Еричев, директор Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, профессор Эрнест Витальевич Бойко, заведующий учебно-образовательным отделом этого же филиала, к.м.н. Владимир Васильевич Науменко, директор Хабаровского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, профессор Виктор Васильевич Егоров и заведующий глаукомным отделом Хабаровского филиала, к.м.н. А.Н. Марченко.
Столь представительное участие светил в работе наших конференций дает возможность сахалинским врачам-офтальмологам получать знания, научную информацию о новых технологиях из первых рук. Все научно-практические конференции проводятся под эгидой Общества офтальмологов России. Большую помощь в этой работе нам оказывает руководитель Хабаровского межрегионального совета Общества офтальмологов России, профессор Виктор Васильевич Егоров.
— В последнее время страховые компании активно расширяют свое присутствие на рынке частной медицины. Как Вы думаете, с чем это связано? Работаете ли вы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)?
— На мой взгляд, активное привлечение медицинскими страховыми компаниями к сотрудничеству частных медицинских организаций объясняется складывающимися хорошими условиями для расширения страховых услуг на этом рынке. Это еще раз подтверждает достаточно хорошие перспективы развития частного медицинского бизнеса. Особенно по программам добровольного медицинского страхования. Что же касается системы ОМС, наверное, выскажу мнение, отличное от других. Действительно, сейчас все больше частных предприятий переходят в систему ОМС. Мы же с ней не работаем из-за опасения, что это повредит качеству. Простой пример. Есть у нас в Южно-Сахалинске хорошая частная многопрофильная диагностическая клиника. Я обратился туда как пациент. Мне предложили воспользоваться страховым полисом ОМС, но я выбрал платную услугу. На приеме доктор рассказал, что при приеме пациентов по полису ОМС на него оказывают давление, делают замечания, что он мало пациентов принимает, работает медленно, а надо бы быстрее...