В.В. Савельев, В.Н. Савельев, М.В. Савельева
Глазная клиника доктора Савельева ООО «Оазис», Тольятти, Россия
Достижения научно-технического прогресса в XXI веке не обошли стороной офтальмологию. Наиболее значимые изменения наблюдаются в офтальмохирургии. В первую очередь, в хирургии катаракты.
На смену экстракапсулярной экстракции катаракты с имплантацией жестких искусственных хрусталиков через «большой разрез» и мануальной факофрагментации пришла ультразвуковая факоэмульсификация катаракты с имплантацией мягких ИОЛ через разрез длиной 1,8-2,2 мм.
Имплантацию ИОЛ в капсульный мешок с помощью пинцетов заменили разнообразными инжекторами и картриджами, в том числе системами Preloaded.
Большое разнообразие ультразвуковых факоэмульсификаторов и их доступная цена в короткий период перевели ультразвуковую фако-эмульсификацию катаракты из разряда высокотехнологичных в разряд общепринятого стандарта. И хотя все стороны влияния ультразвука при факоэмульсификации катаракты на структуры глаза, и в том числе на головной мозг, в отдаленном периоде еще не достаточно изучены, распространенность этой методики во всем мире впечатляет.
Все большее внимание офтальмохирургов привлекает лазерная экстракция катаракты с помощью усовершенствованной российской, неодимовой, с длиной волны 1,44 мкм, лазерной установки «Ракот», имеющей целый ряд несомненных достоинств. Интраокулярное введение источника лазерного излучения через микроразрез до 2 мм, трансформация лазерной энергии в механическую позволяют в очень короткий период времени осуществлять разрушение и удаление ядер любой плотности. Не исключено, что данная методика, при дальнейшем техническом усовершенствовании установки, может создать серьезную конкуренцию классической ультразвуковой факоэмульсификации катаракты.
Появление и использование фемтосекундных лазеров как одного из вариантов способа удаления катаракты, позволяет уменьшить количество этапов, требующих мануальных манипуляций. Способ, несомненно, перспективный. Однако фемтосекундное сопровождение в том виде, в котором оно сейчас существует, требует дальнейшего очень серьезного усовершенствования методик на всех ее этапах, т.к. оно более длительное и технически сложнее по исполнению в сравнении со стандартной факоэмульсификацией, а также все еще относится к разряду дорогостоящей.
В то же время экономическая целесообразность проводимых операций по новым методикам не вызывает сомнений. Все они осуществляются амбулаторно, не требуя госпитализации. Увеличилось число пациентов, удовлетворенных результатами проведенных операций.
Все вышеперечисленное позволяет офтальмохирургам в настоящее время довести операцию по удалению катаракты с имплантацией ИОЛ до технического совершенства. Но это лишь одна сторона проблемы достижения поставленной цели, а именно, получения хорошего, удовлетворяющего пациентов, комфортного зрения.
Вторая сторона проблемы — более важная, решается с помощью имплантируемых в капсульный мешок искусственных хрусталиков глаза. При этом качество получаемых результатов в хирургии катаракты во многом зависит не только от точности расчетов оптической силы ИОЛ, что очень важно, но и от того, какая модель ИОЛ имплантируется. Многочисленные производители, занимающиеся изготовлением искусственных хрусталиков глаза, как бесцветных, так и желтых, анализируя положительные и отрицательные стороны своей продукции, на основании объективных данных предоставляемых офтальмохирургами, выработали определенный стандарт параметров ИОЛ.
Эти параметры относятся, в первую очередь, к заднекамерным ИОЛ, имплантируемым в капсульный мешок. Современная ИОЛ выполнена из гидрофобного или гидрофильного акрила, гибкая, с УФ-фильтром, асферичная с возможностью устранения сферических аберраций. Форма оптической части и гаптических элементов должна быть прямоугольной, что создает барьер для миграции эпителиальных клеток хрусталика, препятствуя развитию вторичной катаракты. ИОЛ также должна быть устойчива к воздействию YAG-лазера.
До недавнего времени в России после факоэмульсификации катаракты, сопровождавшей целый ряд сопутствующих глазных заболеваний, из-за отсутствия какой-либо альтернативы офтальмохирурги имплантировали и продолжают имплантировать только два вида искусственных хрусталиков различных моделей. Или бесцветный, или желтый. Считается, что эти два вида хрусталиков, в большей или меньшей степени, защищают сетчатку и зрительный нерв от вредных ультрафиолетовых и синих лучей спектра солнечного света, что очень важно. С подачи предлагающих их для продажи менеджеров, даже появилось загадочное название — «хрусталики премиум-класса». Однако, как показывают жизненные ситуации, эта защита осуществляется не постоянно, а эпизодически. Подтверждение этому дает американский офтальмолог Р. Клейн, данные которого говорят о том, что через 5 лет после удаления катаракты с имплантацией, например, бесцветной ИОЛ, статистически достоверно (в 5,7 раза!) повышается риск развития поздних стадий старческой макулярной дегенерации сетчатки.
Нередки случаи, когда пациент оказывается осведомленнее врача относительно новых оптических продуктов, поступивших на рынок. Такой пациент ставит врача в тупик, спрашивая, например, можно ли ему имплантировать новую для России модель фотохромного хрусталика, появившуюся в продаже?
Фотохромные ИОЛ, обладающие целым рядом медицинских эффектов, приобретают все большую популярность у зарубежных офтальмологов. Именно поэтому во многих случаях считается целесообразным назначение фотохромных ИОЛ пациентам по медицинским показаниям.
Академик М.А. Островский еще в 2005 году обращал внимание на то, что идеальным вариантом искусственного хрусталика глаза должен стать фотохромный хрусталик глаза. Именно он должен прийти на смену существующим в настоящее время бесцветным и желтым хрусталикам. Хотя, как говорил академик М.А. Островский, «…к сожалению, появление фотохромного хрусталика — это, вероятно, не близкое будущее». Это утверждение было опровергнуто! В августе 2014 года на российском рынке, благодаря усилиям тольяттинской фирмы «ИОЛ+» (Регистрационное удостоверение № РЗН 2014/1793 от 13 августа 2014 г.), появился первый и единственный в мире фотохромный хрусталик Aurium 404.
По мнению офтальмохирургов, а в мире уже имплантировано более 15 млн фотохромных ИОЛ, хрусталик оказался очень интересным. Ко всем вышеперечисленным стандартным параметрам фирме Medennium — изготовителю этих ИОЛ — первой в мире удалось добавить фотохромные свойства. Эта фотохромная ИОЛ по природе прозрачная, а под воздействием УФ-лучей становится желтого цвета и блокирует синий спектр света.
При прекращении действия УФ-лучей вновь становится прозрачной. Диапазон диоптрийности предлагаемых фирмой фотохромных ИОЛ позволяет применять их практически при любом варианте расчетов: от -7,0 дптр до + 34,0 дптр.
Первые данные по использованию этих хрусталиков после факоэмульсификации катаракты у 42 российских пациентов (42 глаза) в возрасте 51-82 года, с такими заболеваниями, как сенильная катаракта (10 глаз), макулодистрофия (6 глаз), открытоугольная глаукома (6 глаз), близорукость (8 глаз), диабетическая ретинопатия (12 глаз), а также анализ полученных результатов и наблюдение за этими пациентами в отдаленном периоде, показали не только безопасность имплантации, но и несомненную эффективность и преимущества этого хрусталика перед другими.
Глазная клиника доктора Савельева ООО «Оазис» в настоящее время обладает самым большим опытом имплантации фотохромных ИОЛ в России. Являясь официальным дистрибьютером по их реализации, готова поделиться всеми «нюансами» расчета оптической силы ИОЛ, имплантации и после-операционного ведения пациентов.
Россия уже вошла в число стран в мире, где имплантируются фотохромные хрусталики. Интерес к этой модели хрусталика закономерен.
Не случайно зарубежные офтальмологи предлагают не только анализировать результаты применения фотохромных ИОЛ при целом ряде глазных заболеваний, но и обсуждать их на международных симпозиумах.