Научно-практическая конференция с международным участием
10-11 апреля 2014 года, Москва
Организаторы конференции: ФГБУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца», Министерство здравоохранения РФ, Межрегиональная общественная организация «Ассоциация врачей-офтальмологов».
«Актуальные вопросы детской офтальмологии – 2014» — современная профессиональная площадка в России для обсуждения вопросов детской офтальмологии на уровне ведущих экспертов отрасли.
Цели мероприятия: всестороннее обсуждение существующих на текущий момент актуальных вопросов, обмен практическим опытом, консолидация отечественного и международного опыта, обсуждение путей развития и потребностей отрасли, выработка рекомендаций для эффективного развития детской офтальмологии в России, а также презентация инновационной отечественной и зарубежной продукции компаний-изготовителей и поставщиков офтальмологического оборудования и фармакологических препаратов.
Ключевые темы конференции:
• врожденная офтальмопатология;
• ретинопатия недоношенных;
• глазодвигательные нарушения у детей;
• ретинобластома.
10-11 апреля в конференц-зале Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца состоялась конференция «Актуальные вопросы детской офтальмологии – 2014». В очередной раз конференция подтвердила статус крупнейшего профессионального отраслевого мероприятия, на котором обсуждаются современные вопросы в области детской офтальмологии. В работе конференции приняли участие свыше 400 детских офтальмологов из разных уголков страны и ближнего зарубежья.
Открыл работу конференции директор ФГБУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца», профессор В.В. Нероев. Он приветствовал участников, поздравил с началом работы форума, насыщенного необычайно интересными и глубоко продуманными темами. Пожелал успехов участникам конференции в работе и высказал надежду, что решения, принятые в ходе работы форума, внесут весомый вклад в развитие детской офтальмологии.
Заслуженный деятель науки, бывший главный детский офтальмолог СССР и РФ в течение двадцати лет, профессор А.В. Хватова в своем выступлении напомнила присутствующим о том, что первое в мире детское отделение было открыто в институте им. Гельмгольца более 100 лет назад благодаря М.И. Авербаху (до этого нигде в мире не существовало детских стационаров, дети лечились вместе со взрослыми), а первая конференция по вопросам детской офтальмологии была проведена в октябре 1955 года в рамках 19-й научной сессии института им. Гельмгольца. В рамках конференции обсуждались такие вопросы, как травмы органа зрения, рефракционные нарушения, амблиопия, опухоли. К этому времени, по словам профессора А.В. Хватовой, практически в каждой республике и области СССР работали детские глазные отделения, кабинеты охраны зрения. У истоков организации детской офтальмологической службы СССР стояли профессора Л.И. Сергиевский, Е.М. Белостоцкий, В.А. Чечик-Кунина, Э.С. Аветисов, Ю.З. Розенблюм, Б.А. Токарева, Э.Н. Вильшанский, Е.И. Ковалевский, А.Н. Добромыслов, А.И. Горбань, Е.Ж. Трон, П.Г. Макаров, Т.В. Бирич, Н.И. Пильман.
С докладом от авторов (Л.А. Катаргина и Л.А. Михайлова) «Анализ состояния детской офтальмологической службы в Российской Федерации» выступила главный детский офтальмолог РФ, заместитель директора ФГБУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца», профессор Л.А. Катаргина.
В своем выступлении Л.А. Катаргина отметила, что за последние годы произошли существенные изменения в законодательной базе здравоохранения, изменились условия финансирования. Практически полностью сформирована законодательная база по оказанию офтальмологической помощи населению России, продолжается формирование нормативно-правовых документов. Основополагающими документами, определяющими порядок работы детской офтальмологической службы являются: «Федеральный закон об охране здоровья граждан РФ», «Постановление Правительства РФ о программе госгарантий», «Распоряжение Правительства РФ об изменениях в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения», «Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года», а также «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании глаза и его придаточного аппарата и орбиты» и «Порядок оказания помощи детскому населению». Последние два документа обеспечивают работу всех звеньев офтальмологической службы, основные этапы маршрутизации пациентов, представляют стандарт материально-технического оснащения офтальмологических учреждений, дают рекомендации по штатным нормативам. Практическую помощь в организации работы осуществляют стандарты медицинской помощи по профилю «офтальмология», в настоящее время ведется работа по подготовке национальных протоколов (национальных клинических рекомендаций) по базовым проблемам офтальмологии в целом и детской офтальмологии в частности. Ассоциацией врачей-офтальмологов России утверждены национальные методические протоколы «Диагностика и лечение ретинопатии недоношенных» и «Диагностика и лечение близорукости у детей и подростков». Продолжается разработка национальных клинических рекомендаций еще по трем направлениям: врожденные катаракты, ретинобластома, содружественное косоглазие.
Далее профессор Л.А. Катаргина подробно остановилась на итогах работы детской офтальмологической службы за 2012 год. За отчетный год в РФ зафиксировано свыше 3,5 млн случаев заболеваний глаза и придаточного аппарата. В структуре заболеваемости у детей заболевания глаза и придаточного аппарата на протяжении значительного периода времени занимают 3-е место. Около 50% заболеваний выявлено впервые в жизни. Отмечается рост как заболеваемости офтальмопатологией детского возраста в целом, так и рост первичной заболеваемости.
На фоне общего роста заболеваемости офтальмопатологией детского населения имеются существенные региональные различия. Наиболее высокий рост заболеваемости (выявляемости) отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе, Южном и Центральном федеральном округах, снижение заболеваемости отмечается только в Дальневосточном федеральном округе. За счет улучшения качества профилактической работы первичного звена, роста диагностических возможностей, настороженности офтальмологов на офтальмопатологию ожидается и дальнейший рост заболеваемости, при этом должно снижаться число выявленных запущенных случаев хронизации заболеваний и улучшаться ситуация с инвалидизацией детского населения.
На сегодняшний день рост заболеваемости объясняется успехами работы первичного звена здравоохранения, т.е. улучшением качества профилактической работы, ростом охвата диспансеризации детского населения и некоторым ростом числа профилактических посещений, приводящие к активному выявлению заболеваний.
Не во всех регионах ведется активная работа по выявлению офтальмопатологии. В 30% регионов наблюдается снижение заболеваемости, которое можно объяснить только дефектами в проведении профилактических работ по выявлению заболеваний. В этих регионах организаторам здравоохранения, главным детским офтальмологам следует обратить внимание на качество профилактической работы первичного звена здравоохранения. В ряде регионов, напротив, выявляется высокая и очень высокая заболеваемость, что также не всегда связано с хорошей работой первичного звена, особенно на фоне снижения первичной заболеваемости.
В целом, как подчеркнула главный детский офтальмолог МЗ РФ, в динамике заболеваемости детей не наблюдается резких колебаний. Следует отметить снижение количества зарегистрированных случаев глаукомы. «Хорошо, если глаукома истинно снижается на основе правильного и своевременного лечения, тогда снижается риск возникновения слепоты, но т.к. слепота в этих регионах растет, можно предположить, что это не истинное снижение заболеваемости, а дефект выявления, дефект наблюдения».
В структуре заболеваемости глаза и его придаточного аппарата (по заболеваниям, которые учитываются в государственных статистических формах) на протяжении многих лет первое место занимает миопия, далее следуют конъюнктивит, астигматизм. Частота таких тяжелых заболеваний, как неврит зрительного нерва, глаукома, хориоретинальное воспаление, невелика, но, по данным официальной статистики, отмечается высокое число случаев слепоты и пониженного зрения у детского населения. Самый высокий рост среди всех заболеваний имеет слепота обоих глаз.
Показатели заболеваемости миопией широко варьируют. В целом ряде регионов отмечается двукратное превышение заболеваемости, в то время как в Северо-Кавказском федеральном округе, Бурятии, Тыве, Дальневосточном федеральном округе отмечается низкий уровень заболеваемости. Крайне низкий уровень заболеваемости миопией зарегистрирован в Чеченской Республике. В регионах с низкой заболеваемостью (выявляемостью) следует обратить внимание на охват детского населения профилактическими осмотрами, в регионах с высокими показателями — заняться изучением фактора риска и вопросами профилактики, т.к. объяснить такие высокие показатели чисто статистическими формами невозможно.
По заболеваемости катарактой и глаукомой также наблюдается значительная вариабельность заболеваний в разных регионах. Профессор Л.А. Катаргина указала на необходимость изучения причины как высокого уровня показателей, так и низкого. В ряде регионов (Костромская, Калининградская области, Республика Северная Осетия, Республика Марий Эл и др.) глаукома у детей вообще не зарегистрирована. Здесь требуется детальный анализ заболеваемости детского населения, особое внимание уделяя качеству диагностики. Причина может быть связана также с дефицитом врачей, с качеством оборудования в офтальмологических кабинетах первичного звена. Подобные данные дают больше вопросов, чем ответов.
Ведется работа по усовершенствованию форм учета ретинопатии недоношенных, прорабатываются вопросы по созданию регистра этого заболевания и его более глубокому мониторингу. На сегодняшний день ситуация по ретинопатии достаточно неутешительная. Разброс показателей по регионам от меньшего к большему составил 1:90. Наблюдается высокий уровень заболеваемости в Якутии и низкий — в Рязанской, Тамбовской, Тверской областях и др. Ситуация требует дальнейшего изучения и повышенной настороженности офтальмологов к выявлению этого заболевания. Особенно это касается регионов, где организованы перинатальные центры и, как следствие, высок удельный вес недоношенных детей, входящих в группу риска. Обращает на себя внимание низкий процент охвата диспансерным наблюдением детей этой группы. Все дети, перенесшие ретинопатию, должны находиться под наблюдением офтальмолога. Средний охват составил 44%, т.е. менее половины детей, перенесших это заболевание, наблюдаются офтальмологами, в некоторых регионах эти цифры чрезвычайно низкие. Недостаточно высоким в сравнении с показателями взрослого населения остается охват детей с катарактой, глаукомой, невритом зрительного нерва. То есть речь идет о существенных дефектах в работе по диспансерному наблюдению за детьми с офтальмопатологией.
Главный детский офтальмолог РФ подчеркнула, что федеральные статистические учетные формы требуют существенной корректировки. Помимо выделенных основных заболеваний (миопия, катаракта, глаукома и др.), существуют «прочие заболевания», и, по статистическим отчетам различных регионов, в разряд «прочие заболевания» входят от 10-15 до 96% всех выявленных случаев инвалидности. Подобное положение вызывает недоумение: почему заболевания, которые ведут к инвалидности по зрению, учитываются как «прочие».
Одним из важнейших факторов организации офтальмологической помощи детскому населению, помимо технической оснащенности офтальмологических учреждений, по словам докладчика, является врачебный ресурс. «Хочу подчеркнуть, что специальности «детская офтальмология» у нас не существует, то есть о состоянии детской офтальмологической службы (обеспеченности детскими врачами-офтальмологами) мы косвенно можем судить по количеству врачей-офтальмологов в стране». На 2012 год в Российской Федерации их насчитывалось свыше 13,5 тысяч. Обеспеченность составляет — 1 врач на 10 000 населения. По данным анкетирования, в детской офтальмологии ситуация примерно та же, однако разброс этого показателя в регионах очень высок. В регионах с низкой обеспеченностью врачами отмечается низкий уровень заболеваемости (т.е. низкая выявляемость) и более высокая инвалидность, однако такая четкая связь прослеживается не во всех регионах. Дефицит врачей в определенной степени компенсируется за счет совместительства. На сегодня нет точных данных о количестве детских офтальмологов.