Елена Валерьевна Федосеева — яркий, многогранный, разносторонний человек с несколькими профессиями и множеством увлечений. Директор благотворительного фонда «Дом слепоглухих». Преподаватель социокультурной реабилитации. Филолог. Журналист. Профессиональный массажист. Любящая мама четырёхлетнего малыша.
В двенадцатилетнем возрасте в жизни нашей героини произошли драматичные перемены: из-за отслойки сетчатки она полностью потеряла зрение. Собственный опыт преодоления инвалидности помогает Е.В. Федосеевой в работе с незрячими и слепоглухими людьми. А ещё она — увлечённая спортсменка. За плечами: успешное участие в шести марафонских забегах.
В последние годы пришло увлечение триатлоном, видом спорта, требующем железной выносливости и непоколебимой целеустремлённости. В беседе с корреспондентом газеты «Поле зрения» Елена Валерьевна рассказала об основных вехах своей жизни, о работе в фонде «Дом слепоглухих», о новых реабилитационных проектах, о счастье материнства и отцовства, доступном для людей с инвалидностью. Также мы говорили о садоводстве и огородничестве как важной составной части реабилитации слепоглухих людей.
Во второй части нашей беседы, которая будет представлена в следующем номере газеты, пойдёт речь о пути к спортивным вершинам, к победам над собой. Журналист спросил свою собеседницу, как незрячий человек, который до 28 лет систематически не занимался спортом, после нескольких лет упорных тренировок смог за шесть с половиной часов преодолеть дистанцию триатлона, включающую заплыв длиной 1,9 километра, велосипедную гонку 90 километров, а также двадцатикилометровый забег.
Этапы жизненного пути
Елена Валерьевна, хотелось бы познакомиться с Вами поближе. Откуда Вы родом? Как складывалась Ваша жизнь?
Я ‒ коренная москвичка. Если быть точнее, то вся жизнь связана, в первую очередь, с восточной частью столицы, хотя адреса несколько раз менялись. Недалеко от моего дома находятся такие столичные достопримечательности, как парк «Сокольники» и национальный парк «Лосиный остров».
Это важно для меня, т.к. я всегда любила природу, любила проводить время на свежем воздухе. К счастью, многие москвичи, в том числе и я, могут осуществить это желание, не тратя много времени на дорогу.
В детстве у Вас было хорошее зрение?
У меня была лёгкая близорукость, как и у многих детей. Носила очки, но никаких офтальмологических заболеваний у меня не было, а близорукость почти не доставляла проблем.
Вы знаете, что явилось причиной отслойки сетчатки, произошедшей у Вас в двенадцатилетнем возрасте?
Хотя родители пытались консультировать и лечить меня у самых разных докторов, причину отслойки не установили. Она может произойти не только из-за какой-то конкретной причины, например, травмы, но также и без внешнего воздействия.
Учёные пока, к сожалению, не смогли определить, почему некоторые люди, в том числе дети и подростки, сталкиваются с этой напастью и как с ней гарантированно справиться.
Многим людям при отслойке сетчатки помогает проведение операции или нескольких хирургических вмешательств. Но они далеко не всегда дают положительный эффект, даже если оперироваться своевременно и воспользоваться услугами маститых, титулованных хирургов.
В первые полгода после случившегося мне провели шесть или семь операций, не давших ни малейшего результата. В последующие годы у меня было ещё три или четыре операции. Также безрезультативных.
Вместе с тем я не жалею об этом «лечебном» этапе своей жизни. У меня нет обид на врачей. Родители и родственники пытались сделать всё возможное, чтобы мне помочь, найти лучших врачей, не упустить время, использовать любой шанс.
Пусть эти усилия не дали результата, но, во всяком случае, я уверена в том, что всё возможное было сделано.
Потеря зрения коренным образом изменила Вашу жизнь. Как в то время Вы воспринимали произошедшее?
Я была взволнована и напугана. Но не рассматривала эту ситуацию как необратимую, фатальную. В первые полгода все мысли были направлены на то, чтобы как можно быстрее избавиться от обрушившейся на меня слепоты. Я верила в эффективность лечения, в эффективность операций.
Примерно через полгода стало приходить понимание, что нужно учиться жить без зрения. Мне очень помогла школа. Московская школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых.
Приступила к учёбе 1 сентября, вместе с другими одноклассниками. А до этого летом занималась с учительницей индивидуально, изучала брайлевский шрифт. К началу учебного года моих знаний Брайля было вполне достаточно для полноценной учёбы с активным использованием брайлевских книг.
Как именно Московская школа-интернат №1 помогла Вам справиться с новыми жизненными обстоятельствами?
Интересные уроки. Яркие внеклассные мероприятия. Много кружков. Особенно меня заинтересовала театральная студия, где дети были не только актёрами, но и драматургами. Мы сами писали сценарии наших программ.
Сейчас популярен термин «социализация». Тогда, конечно, это словечко я не знала, но, по прошествии многих лет, могу сказать, что школа на самом деле способствовала моей социализации.
Незрячему ребёнку или подростку бывает трудно выйти во двор пообщаться с ровесниками. Впрочем, в последние годы и дети без физических ограничений стали проводить во дворе меньше времени.
А в школе-интернате у меня всегда было много общения. Завязывались дружеские, товарищеские отношения, сохранившиеся на долгие годы, до сегодняшнего дня. Хотя прошло много лет после окончания школы, но мы продолжаем встречаться с одноклассниками. В основном, встречи происходят в дни рождения друг друга.
У нас был дружный класс. Учители обращали внимание на то, чтобы учащиеся, имеющие остаточное зрение, помогали «тотальникам».
Это важный аспект во взаимодействии детского коллектива.
Дети сами понимали, что нужно помогать друг другу. Так интереснее и жить, и учиться!
Вспоминается один случай из школьной жизни. Молодой учительнице химии не удалось совладать со своим классом. Дети устроили ей на уроке какую-то пакость. Женщина расплакалась и ушла домой в слезах... В нашем классе об этом узнали и решили немедленно действовать.
Мы посчитали, что с педагогом поступили несправедливо, и мы все — прогуляв уроки! — отправились к ней домой. Конечно, с формальной точки зрения это было нарушением школьной дисциплины, нас потом поругали за это!
Но, с другой стороны, класс проявил коллективную волю. Мы поступили по-человечески. Мы пришли к педагогу и сказали ей, что мы её любим и хотим, чтобы она продолжала работать в школе.
Как складывалась Ваша жизнь после окончания школы?
Я поступила на филологический факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Успешно его окончила. Одновременно активно занималась журналистикой. Сотрудничала с журналом Всероссийского общества слепых «Наша жизнь» и рядом других изданий.
Почему получив высшее образование в Москве, Вы решили поехать в Кисловодск, чтобы приобрести профессию массажиста? Вы опасались, что не сможете работать по первой специальности?
Нет. Дело совсем не в этом. Я была востребована как журналист. И не собиралась уходить из профессии. Но было интересно научиться чему-то новому, расширить горизонт.
Кисловодский медицинский колледж ‒ легендарное место! Туда приезжали и приезжают учиться многие незрячие люди с высшим образованием. Поэтому мой жизненный путь не стал исключением.
Будет человек после получения диплома работать массажистом или нет ‒ эти знания и навыки всё равно пригодятся! Можно делать массаж любимому человеку, родственникам, друзьям. Мама, владеющая навыками массажа, способствует гармоничному развитию малыша.
После окончания колледжа в течение нескольких лет я работала медсестрой по массажу в детской поликлинике. И это совсем не мешало занятиям журналистикой и другим профессиональным и общественным проектам.