Реабилитация на дому
Елена Валерьевна, сотрудники «Дом слепоглухих» не только помогают людям с инвалидностью в деревне Пучково, в Троицком округе Новой Москвы, где находится Ваш реабилитационный центр, но и при необходимости выезжают к ним на дом. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
Для многих людей по состоянию здоровья или из-за семейных обстоятельств непросто приехать в Москву. И уже более двух лет, благодаря сотрудничеству с Фондом президентских грантов, специалисты «Дома слепоглухих» имеют возможность выезжать к ним на дом для проведения индивидуальной реабилитации, оказания технической помощи или решения накопившихся вопросов в социально-лечебных учреждениях. Такие командировки осуществляются в том случае, когда человеку невозможно помочь на месте, в своём регионе.
Например, в мае 2021 года преподаватель компьютерной грамотности Центра Артем Рассохин побывал в Великом Новгороде, где проживает тотально слепоглухой Андрей Николаев. Мужчина давно хотел научиться работать с айфоном при помощи брайлевского дисплея, но возможности приехать в «Дом слепоглухих» у него не было. В течение трёх дней Артём проводил для Андрея индивидуальный учебный курс на дому.
Для человека без слуха и зрения дисплей Брайля – это «окно в мир». Он учится работать с компьютером, а, значит, может регулярно получать информацию о том, что происходит в мире, общаться с друзьями в социальных сетях и с помощью электронной почты.
Во время занятий постоянно присутствовала переводчик жестового языка (языка глухих), которая переводила всё, что говорил преподаватель. Зрячие глухие воспринимают жесты зрительно, а слепоглухие люди – тактильно. Они «считывают» жесты ладонями. Эта система называется «рука в руке».
Слепоглухота – одна из самых тяжёлых форм инвалидности. Но, общаясь с этими людьми, нельзя не обращать внимания, что многие из них готовы помогать другим, делиться душевным теплом.
Помогая другим, делясь с ними знаниями и навыками, тратя своё время, человек делает лучше, светлее, ярче и собственную жизнь. Могу привести пример Александра Ромашко из Томской области. У него есть небольшой остаток зрения и слуха. Этот человек – увлечённый шахматист.
В течение многих лет он не только вёл шахматный кружок в Томской школе-интернате для незрячих, но и на общественных началах помогал юным шахматистам в Доме детско-юношеского творчества. Мужчина с серьёзными ограничениями по здоровью не жалеет сил и времени, участвуя в организации любительских шахматных турниров в своём регионе.
И во время пребывания в Пучково он развил бурную деятельность: проводил шахматные мастер-классы для гостей Центра и местных жителей Троицкого округа. Человек неугомонной энергии и душевной щедрости! Возможно, по примеру Александра кто-то из слепоглухих разных возрастов тоже в будущем увлечётся шахматами.
Вы активно взаимодействуете со слепоглухой студенткой Алёной Капустян. Именно «Дом слепоглухих» организовал сбор средств для тьюторов (помощников) Алёны. Эта замечательная девушка в настоящее время успешно учится в колледже Российского государственного социального университета.
Алёна – моя будущая коллега. Она получает профессию социального работника, реабилитолога. Её мечта – помогать таким же слепоглухим людям, как она сама. И я уверена, что у неё всё получится!
К счастью, тотально слепоглухих, т.е. людей, полностью лишённых зрения и слуха – сравнительно немного. Но к ним приковано наше постоянное внимание. Мы стремимся понять, в чём они нуждаются. Для Алёны главной проблемой была помощь в учёбе. И эту задачу мы выполнили! Два помощника, сменяя друг друга, постоянно находятся с ней во время учёбы. Мы собрали необходимые средства, чтобы оплачивать их услуги.
В семидесятых годах двадцатого века четыре слепоглухих человека окончили психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Впоследствии А.В. Суворов (полный тёзка знаменитого полководца) стал доктором психологических наук, а С.А. Сироткин – кандидатом философских наук. Но в то время учёба слепоглухих студентов была организована совсем по-другому.
— В семидесятые годы для слепоглухих студентов проводились отдельные лекции и семинары. С «основным» потоком студентов они практически не соприкасались. В настоящее время такая форма учёбы нецелесообразна. Алёна Капустян, слепоглухая девушка, является такой же студенткой, как и все остальные. Она посещает те же самые занятия, сдаёт те же самые экзамены, что и её сокурсники.
В чём заключается работа её помощников?
Их основная задача: синхронная запись всех лекций и семинаров. Помощник на обычной компьютерной клавиатуре пишет всё, что говорят преподаватели и студенты. Алёна в режиме реального времени считывает эту информацию на брайлевском дисплее, т.е. кончиками пальцев.
Девушка совсем не слышит, но она хорошо владеет голосом. Поэтому она может сама спросить что-либо у преподавателя или других студентов. А задача тьютора – в письменном виде изложить ответ. Если преподаватель хочет о чём-либо спросить Алёну, то он это делает тоже с помощью помощника, а ответить на вопрос девушка может собственным голосом. Также проходят и экзамены.
Письменные работы она готовит сама, т.к. хорошо владеет компьютерными технологиями. Но, в любом случае, помощник – «глаза и уши» студентки. Если на занятиях демонстрируются фильмы или показываются какие-либо картинки, то у неё есть возможность познакомиться с их содержанием. Это и есть инклюзия – максимальное вовлечение человека с инвалидностью в окружающую жизнь.
Самая лучшая зависимость!
Елена Валерьевна, несмотря на многогранную профессиональную деятельность, Вы не только находите время для спорта, но и достигли в этой сфере больших успехов. Не могли бы Вы рассказать, как всё начиналось?
В школьные годы физкультура и спорт меня не интересовали. Более того, у меня было «освобождение» от школьной физкультуры, хотя, наверное, объективных причин для этой медицинской справки не существовало.
В детстве и отрочестве у меня сложились ошибочные представления о спорте. Почему-то казалось, что если у человека имеются интеллектуальные и духовные интересы, то физическое совершенствование ему не нужно. Это глубочайшее заблуждение. Но поняла я это только во взрослом возрасте!
На самом деле стремление увеличить силу, развить ловкость, повысить выносливость, выработать волю к победе оказывает огромное ‒ и весьма позитивное! ‒ воздействие на психику, на жизнь человека. Спорт не только укрепляет тело, но и даёт «пищу» для мозга. Он помогает во всех сферах жизни, в том числе в интеллектуальной работе.
Не могу сказать, что в юности меня совсем не интересовала физическая активность. Я любила кататься на лыжах, на роликовых коньках. Конечно, каталась не одна, а с сопровождающими.
Это доставляло удовольствие! Когда мы ехали на лыжах по лыжне, то зрячий сопровождающий находился впереди меня, мы старались двигаться синхронно, с одной скоростью. При коньковом ходе мы двигались параллельно друг другу, и тоже, конечно, синхронно.
Также происходило и во время поездок с подругами на роликовых коньках. Мы находились рядом и катались в своё удовольствие.
Роликовые коньки, лыжи — прекрасные формы физической активности!
Проблема состояла в том, что такое спортивное времяпрепровождение случалось у меня сравнительно нечасто ‒ по возможности, по настроению.
Так у многих происходит!
К сожалению, да. А спортом надо заниматься регулярно, дисциплинированно. Только тогда это даёт результат! Я имею в виду не только спортивные показатели, но и мироощущение. Только регулярные занятия спортом на глубинном уровне изменяют сознание. Иначе всё останется только на уровне «спортивных развлечений».
Когда Вы это поняли?
Всё началось в 2013 году, когда мне было 28 лет. Я узнала о беговом волонтёрском проекте «Марафон в темноте». В рамках этого проекта легкоатлеты-любители и профессиональные спортсмены выступали в роли «лидеров» для незрячих людей, желающих заниматься бегом.
Инициатива была направлена не только на опытных незрячих бегунов, находящихся в поисках нового «лидера», но также на людей, раньше систематически не занимавшихся спортом.
Давайте напомним нашим читателям, что «лидер» и незрячий атлет соединены друг с другом специальной «парасвязкой». По форме она напоминает восьмёрку. «Парасвязка» изготовляется из резины или другого упругого материала. Оба бегуна держат её в руке, стараясь двигаться синхронно. А если синхронность нарушается, то восьмёрка натягивается, информируя атлетов, что совместный забег проходит не совсем гладко.
Научиться работать с парасвязкой совсем не сложно. Чем дольше оба атлета взаимодействуют друг с другом, тем более слаженными и эффективными становятся их тренировки. Для физически сильных, амбициозных незрячих атлетов, нацеленных на спортивные победы или даже мечтающих о Паралимпиаде, требуются «лидеры» с высоким уровнем спортивной подготовки. С начинающими могут работать практически все волонтёры.
Самое главное, чтобы в паре оба участника соблюдали спортивную дисциплину, график тренировок. Вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности. Тогда участие в проекте доставляет радость!
В 2013 году сложилась ситуация (в чём-то парадоксальная!), когда оказалось, что незрячих спортсменов и физкультурников меньше, чем отзывчивых атлетов, желающих оказать им поддержку. Мне как незрячему человеку, профессиональному реабилитологу и журналисту стало обидно, что так получается!
Вы решили принять участие в «Марафоне в темноте», чтобы показать пример другим незрячим?
Это тоже способствовало мотивации! Кроме того, и для реабилитолога, и для сотрудника СМИ, занимающегося проблемами инвалидов, важно попробовать различные реабилитационные методики на себе. Перед тем как предлагать другим людям заниматься спортом, я решила приобрести собственный спортивный опыт.
Мне был симпатичен благородный порыв спортсменов-волонтёров, желающих поддержать людей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому захотелось принять участие в этой инициативе.