ФГБУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ, г. Москва
А.С. Гаврилюк, А.В. Артамонова, А.О. Иванова, И.В. Максимов.
С июня 2012 года детским офтальмологическим отделением Центра офтальмологии реализуется проект по работе с Центрами содействия семейному воспитанию (ЦССВ), домами ребенка и школами-интернатами, направленный на оказание специализированной офтальмологической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данного направления связана с тем, что в последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов в России, которые составляют около 2,0% детского населения и нуждаются в организации для них доступной медицинской помощи (Л.П. Гришина, 2014).
Ранее выявлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, с раннего возраста имеют более высокий уровень соматической заболеваемости по сравнению со сверстниками, проживающими в семьях (Ю.Н. Аргат, 2015).
Закономерно, что у социально незащищенных детей наряду с более высоким уровнем соматической патологии, отмечается более высокий уровень офтальмологической заболеваемости. Это определяет необходимость своевременного выявления, профилактики и лечения. В настоящее время данная категория детей находится на диспансерном наблюдении офтальмолога в поликлинике по месту жительства. Однако в связи с ограниченным временем приема пациентов по системе ОМС в условиях поликлиники, сложностью проведения осмотров пациентов с сопутствующей соматической и зачастую психиатрической патологией, отсутствием опыта работы врачей поликлиник с данной категорией детей не всегда удается провести полноценный специализированный офтальмологический осмотр. Нельзя исключить и особенного, предвзятого отношения и нежелание специалистов заниматься узкоспециализированной (в частности, офтальмологической) помощью детям с тяжелой соматической патологией. Зрительные функции не являются витальными, однако качество зрения во многом определяет качество жизни и темпы развития ребенка.
Также в учреждениях, расположенных в территориально удаленных населенных пунктах, специалисты проводят диагностику офтальмологических заболеваний, но на практике дети остаются без высокоспециализированной помощи в связи с отсутствием преемственности учреждений амбулаторного звена и стационара. Несвоевременное оказание помощи приводит к развитию тяжелых осложнений, в том числе возможной полной потери зрения.
Таким образом, систематическая офтальмологическая помощь на уровне амбулаторного звена, формирование преемственности между поликлиникой и стационаром, направленной на выявление и лечение различной офтальмопатологии у социально незащищенных детей, является актуальной и своевременной задачей.
В рамках проекта за 8 лет сотрудниками детского офтальмологического отделения Центра офтальмологии ФГБУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ проводились регулярные скрининговые осмотры 5600 воспитанников из 24 ЦССВ, домов ребенка и школ-интернатов (рис. 1, 2).
Данные учреждения создают безопасные благоприятные условия пребывания социально незащищенным детям, обеспечивают им медико-психолого-педагогическую реабилитацию, а также социальную защиту и адаптацию. Каждое учреждение имеет свою специализированную направленность: для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики; для слепых и слабовидящих детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также православные детские приюты при монастырях и храмах (рис. 3).
Таблица 1. Структура офтальмологических заболеваний у детей ЦССВ, домов ребенка и школ-интернатов
Нозология | Количество пациентов |
Косоглазие | 840 |
Врожденные аномалии зрительного анализатора | 410 |
Аметропии (прогрессирующая миопия, смешанный астигматизм, гиперметропия) | 4086 |
Амблиопия | 380 |
Частичная атрофия зрительного нерва | 264 |
Врожденная катаракта | 26 |
Глаукома | 5 |
По показаниям детям проведено оперативное, в том числе высокотехнологичное лечение, курсы консервативного аппаратного и ирригационного нейротрофического лечения (рис. 4).
Страницы: 1 2