А.Д. Румянцев, О.Е. Ильюхин, Л.Г. Эстрин, И.Б. Ахмедов, Д.Г. Алипов
Филиал № 1 «Офтальмологическая клиника» ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ
Процедура баллонирования внедрена в хирургическую практику ретинальных отделений многих ведущих клиник, поскольку, являясь микроинвазивным вмешательством, позволяет без наложения швов обеспечить как анатомический, так и функциональный результаты в неосложненных случаях отслойки сетчатки. Работы по изучению возможности создания временного вдавливания склеры и разработка моделей баллон-катетеров начались с конца 60-х годов прошлого столетия [11]. В 1979 году группой ученых во главе с H. Lincoff и I. Kreissig [11-13] была предложена модель баллона, который, расширяясь во всех направлениях, удерживался в нужном положении в результате фиксации между глазом и костной стенкой орбиты при отсутствии интрасклеральных швов, что послужило его широкому распространению в практике экстрасклеральной хирургии (рис. 1).
В отечественной офтальмохирургии о перспективности применения баллонирования имеется достаточное количество публикаций [1-4, 8, 9].
А.Б. Степанянц с соавт. предложили использование экстрасклерального баллонирования в хирургии осколочных, склеральных и сквозных ранений органа зрения с целью улучшения герметизации проникающей раны. В.В. Ильницкий с соавт. разработали новые модификации баллонов и расширили показания к их применению (двойное и секторальное баллонирование, сочетание с выпусканием субретинальной жидкости, предотвращение смещения баллона) [5-7].
Основным показанием к применению операции являются отслойки сетчатки, вызванные одним разрывом или группой разрывов, расположенных на равном расстоянии от лимба в пределах одного часа в передних двух третях глазного яблока. Также известны следующие области применения баллонирования: временное увеличение вала при неэффективной склеральной пломбе для блокирования разрыва; вдавление оболочек глаза в области отрыва сосуда сетчатки с целью его коагуляции; для временного уменьшения объема глаза перед интравитреальным введением расширяющихся газов; для поиска невидимых разрывов сетчатки.
Цель — оценить результаты хирургического лечения регматогенной отслойки сетчатки в неосложненных случаях с использованием временной баллонной пломбы.
Материал и методы
В 2016 году под нашим наблюдением находились 4 пациента с регматогенной отслойкой сетчатки без захвата макулярной области, минимальной или умеренной стадиями пролиферативной витреоретинопатии. Пациенты обратились в отделение неотложной помощи с жалобами на появление завесы, сужение периферического поля зрения и после подтверждения диагноза были госпитализированы в стационар по срочным показаниям.
Стандартное офтальмологическое обследование включало визометрию, биомикроскопию, компьютерную периметрию, УЗ-исследование, офтальмобиомикроскопию с бесконтактной линзой, трехзеркальной линзой Гольдмана, непрямую бинокулярную офтальмоскопию со склерокомпрессией.
Одному из пациентов хирургическое лечение по описанной ниже методике было выполнено по дежурству в день обращения.
Методика операции: временное баллонирование склеры проводили под местной анестезией (капельная анестезия раствором алкаина и регионарная блокада раствором лидокаина 1%) с использованием отечественного силиконового баллонного катетера, разработанного ЗАО «МедСил» (г. Мытищи) совместно с ГУ НИИ глазных болезней РАМН [1]. Баллонный катетер представляет собой тонкий, прочный резервуар, соединенный с катетерной трубкой диаметром 2 мм, на конце которой имеется завинчивающийся замок. На трубке катетера нанесены специальные метки, которые позволяют точно определить положение баллона на склере относительно зоны лимба.
В начале операции выполняли двухмиллиметровый разрез конъюнктивы и теноновой оболочки в 5 мм от лимба, через который вводили катетер в субтеноновое пространство и располагали на склере по месту локализации разрыва сетчатки. Далее под офтальмоскопическим контролем баллон раздували с помощью физиологического раствора и наблюдали за появлением вала вдавления, параллельно оценивая состояние проходимости (пульсацию) центральной артерии сетчатки. Начальный объем вводимой жидкости составлял 0,5 мл. В случае правильного расположения первичного вала относительно разрыва дополнительно раздували баллон до 1-1,5 мл для достижения полного блокирования разрыва на пломбе. В случае появления пульсации центральной артерии сетчатки из баллона извлекали незначительное количество жидкости. В конце процедуры швы на конъюнктиву не накладывали. Операция завершалась закладыванием за веко антибактериальной мази и фиксацией катетера полосками лейкопластыря на коже лица пациента (рис. 2).
При этом оценивали полное смыкание глазной щели и отсутствие контакта трубки с роговицей. В послеоперационном периоде пациентам проводили несколько сеансов транспупиллярной лазеркоагуляции сетчатки вокруг разрыва: первое воздействие в ближайшие часы после операции и далее с интервалом в 2-3 дня. Баллон удаляли через 7-14 дней после появления пигментации зоны очагов коагуляции и формирования надежного хориоретинального рубца. За сутки до удаления баллона его объем уменьшали до половины для проверки прочности адгезии. Небольшую рану конъюнктивы закрывали без швов. После операции пациентам применяли в виде инстилляций комбинированный препарат, содержащий антибиотик и дексаметазон, и кератопротектор.
Страницы: 1 2