Концепция регенеративной хирургии на основе специальных биоматериалов «Аллоплант» разработана профессором Э.Р. Мулдашевым во Всероссийском центре глазной и пластической хирургии. Данные биоматериалы также изготавливаются на основе аллогенных донорских тканей. Поэтому на картине представлен герб Центра, на котором изображены два медведя: белый и черный. Медведь, как известно, символ России, а белый и черный цвета символизируют живое и мертвое начало. На щите, который они держат, латинское изречение «De mortuo ad vivum», что в переводе означает «Живое из мертвого», т.е. донорские ткани при специальной обработке и последующей трансплантации стимулируют развитие и регенерацию тканей реципиента. Эта концепция и составляет основу биологической хирургии: пересаживать донорские ткани с целью выращивания живых тканей реципиента. Таков лозунг регенеративной хирургии. И вполне обоснован призыв профессора Э.Р. Мулдашева к трансплантации донорских тканей, а точнее изготовленных на их основе биоматериалов «Аллоплант». Но при этом он говорит о том, что донорские ткани всего лишь инструмент воздействия на регенерацию собственных тканей, т.е. с помощью донорских тканей можно создать собственную ткань, которая обладает оптимальными биологическими свойствами с адекватной структурой.
И, наконец, со стороны за этим спором ученых наблюдает богиня древнегреческого пантеона Афина, которая всегда воспринималась как богиня исцеления. Но мало кому известно, что она была одновременно покровительницей глаз. И потому для нее спор ученых, большинство которых имеют непосредственное отношение к офтальмологии, чрезвычайно важен. В ее задумчивом взгляде усматривается вопрос: «Чем же закончится исторический спор ученых?» От его результата зависят судьбы многих пациентов.
В контексте событий сегодняшнего дня уместно подробнее остановиться на творчестве академика В.П. Филатова. Выступая перед студентами, всегда говорю о русском ученом, академике Филатове. Его вклад в трансплантологию просто неоценим. И заслуги его не только в пионерских работах по кератопластике. Он первым разработал концепцию системного действия трансплантатов на организм и обосновал теорию биостимуляции. Все, что создается сегодня в сфере тканевой трансплантологии — это, по сути, развитие идей Филатова. Это гений, труды которого принадлежат всему человечеству, но взращен он на ниве единого славянского мира. Не будем делить его между Украиной и Россией и с равным почтением отнесемся также к академикам Богомольцу, Амосову и сотням других ученых, своим трудом утверждавших наше единение. Этими словами я закончил описание картины.
«Интересную историю Вы поведали, — ответила доктор Зорица после долгой па-узы, — есть над чем задуматься!»
И сразу задала вопрос: «Вы упомянули о том, что Россия первой в мировой истории узаконила трансплантацию органов и тканей. Как Вы думаете, что предопределило прорыв вашей страны в этом исключительно сложном медицинском проекте как трансплантология?»
Мой ответ вернул наш разговор к истокам Руси: «Вспомните, на какой исторической почве была выпестована русская идея? И вы будете правы, если вспомните принятие православия! Одним из постулатов русской идеи является соборность. Это не просто единение людей по духу, но и глубинное внутреннее сопереживание боли и трагедии ближнего. Готовность пожертвовать собой. В тексте послания апостола Павла коринфянам есть такие слова: «…и отдам тело мое на сожжение…» Учитывая особенную семантику библейского текста, нетрудно понять, что речь идет о жертвенности через свое тело и, говоря современным языком, о пожертвовании органов. Уверен, что Россия, именно через идею соборности, первой пришла к закону о донорстве. Подобные государственные законы, как правило, имеют глубокие исторические корни».
«Я не могла предположить столь отдаленной исторической аналогии — заметила доктор Зорица. — Но тогда прошу ответить и на следующий вопрос. Почему Россия, некогда лидирующая в трансплантологии вообще, и в трансплантационных офтальмологических технологиях в частности, на сегодня не так звучит на мировых научных форумах? Достаточно сказать об операциях на роговице, и в том числе о кератопластике. Мы вынуждены отправлять своих больных в другие страны. А ведь было время, когда на сквозную кератопластику пациенты со всего мира ехали в вашу страну. Что сегодня сдерживает развитие трансплантологии в России?»
«Конечно, это многогранная проблема. Главное, что я хочу сказать — она не в профессиональной плоскости. Наша страна располагает множеством офтальмологических школ. И они не только в Москве и Санкт-Петербурге. Самого высокого уровня офтальмохирурги трудятся практически во всех регионах России. Главная проблема в настоящее время исключительно в законодательных коллизиях. Дело в том, что одновременно действует несколько законодательных актов, по-разному трактующих порядок получения донорских тканей. Однако вселяет надежду тот факт, что проект закона о трансплантации тканей в работе и, равно как и аналогичный закон о донорстве органов, в скором времени поступит в Государственную Думу. Специалисты-офтальмологи уверены, что упомянутые Вами операции на роговице и другие виды трансплантации тканей снова вернутся в нашу клиническую практику. Россия возвратится к своим истокам! Как говорил в одном из своих последних интервью академик В.И. Шумаков: государство и церковь должны поддержать нашу службу», — этими словами знаменитого российского ученого я завершил свой ответ.
«Надеюсь, что в скором времени офтальмологи Сербии смогут широко сотрудничать с вами в области трансплантации биоматериалов в офтальмологии. Мы даже готовы открыть филиал для внедрения биоматериалов «Аллоплант» в нашей стране», — поддержала доктор Зорица.
«Уверен, что наши планы сбудутся в скором будущем, — ответил я и тут же продолжил. — Уважаемый коллега, хочу сказать, что есть еще одна нить, связующая нас. И это, возможно, самый убедительный довод в пользу нашего сотрудничества. Имеется в виду история славянофильского движения, подобно вековому дубу, соединившему в своей кроне наши народы и страны. Хочу сказать Вам, почтенный доктор, что родина славянофильства — город Уфа!»
«И кого Вы имеете в виду?» — последовал вопрос.
«Конечно же, семью Аксаковых. И в первую очередь Ивана Сергеевича Аксакова», — ответил я.
Вряд ли кто будет оспаривать, что одним из основателей славянофильства является И.С. Аксаков. И немногие помнят в России, да и на Балканах, что его усилиями Россия всколыхнулась на борьбу за освобождение Болгарии. Пожалуй, единственное напоминание об этом — одна из улиц в Софии имени Ивана Аксакова!
В последующем наш разговор часто переключался от летописи России через Византию к самобытной и столь же близкой для нас истории балканских народов. С восторгом я слушал речь на красивой помеси сербского, старославянского и русского языков. И каждый слог ласкал слух, был дорогим и близким. Сама история вновь разыгрывалась в этом небольшом пространстве между нашими устами. Она то вспыхивала ярким светом, то погружалась в пучину веков.
В заключение я пригласил свою гостью в дом-музей Аксакова, который стал местом проведения международных встреч писателей. Но поскольку время до отлета в Белград было сжато до предела, осталась единственная возможность пригласить доктора Зорицу вновь посетить город Уфа. Но это уже будет другая история.
Р.Т. Нигматуллин
Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, г. Уфа
21.05.2014
Послесловие
Сегодня, 21 мая 2014 года, после сдачи материала в печать получил приглашение доктора З. Савкович встретиться для обсуждения и воплощения в жизнь нашего общего проекта под названием «Клиника Аллоплант в Белграде».
Верят сербы в будущее России и надеются…
Страницы: 1 2