Наибольший дефицит врачей в первичном звене офтальмологической службы наблюдается в Москве (225 врачей), Санкт-Петербурге (186 врачей), Иркутской области (110 врачей), Республике Башкортостан (97 врачей), Волгоградской области (85 врачей), Вологодской области (85 врачей), Красноярском крае (84 врача), Алтайском крае (78 врачей). Докладчик обратил внимание, что дефицит врачей в поликлиниках отмечается и в регионах с показателем обеспеченности офтальмологами выше среднероссийской (Москва, Санкт-Петербург, Калужская область, Республика Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Республика Коми и т.д.), что свидетельствует об избытке врачей в офтальмологических стационарах.
Основными индикаторами качества работы офтальмологической службы являются показатели заболеваемости граждан. В течение последних лет наметился спад общей и первичной офтальмологической заболеваемости. По состоянию на 2017 год показатель общей заболеваемости по классу глазных болезней составляет 10370,9 на 100 000 населения. Первичная заболеваемость — 3161,1 на 100 000. Снижение показателей заболеваемости — тревожный признак офтальмологической ситуации в стране в рамках сложившегося кадрового дисбаланса. Дефицит врачей первичного звена снижает доступность офтальмологической помощи населению и, соответственно, препятствует раннему выявлению заболеваний и учету пациентов. Выделяется ряд регионов с наиболее низкими показателями общей и первичной заболеваемости по классу глазных болезней, это — Еврейская АО, Республика Кабардино-Балкария, Республика Крым, Республика Тыва, Севастополь). Углубленный анализ показал, что практически во всех перечисленных регионах отмечается либо низкий показатель обеспеченности врачами-офтальмологами, либо существенный дисбаланс кадрового ресурса с дефицитом кадров в первичном звене, либо сочетание этих факторов.
Профилактика заболеваний является одной из приоритетных задач и индикатором качества работы врачей первичного звена. Работа по профилактике заболеваний включает выявление факторов риска заболеваний, раннюю диагностику и регистрацию случаев заболеваний, а также своевременное направление пациентов на лечение с целью предотвращения развития тяжелых, некурабельных случаев.
В 2017 году 39% посещений врачей-офтальмологов были выполнены в рамках профилактических мероприятий. На протяжении длительного срока наблюдений среднероссийский объем профилактической работы в аспекте глазных болезней превышает показатель по всем врачебным специальностям, который составляет 30%. Уровень профилактических посещений офтальмологов — один из самых высоких в здравоохранении РФ.
Отмечается значительный разброс объемов профилактической работы среди регионов — от 22 до 66%. Дефицит кадров в поликлиниках может быть причиной невысокого уровня охвата населения мероприятиями первичной профилактики в таких регионах, как Калужская, Тульская, Ярославская области, Москва, Вологодская, Псковская области, Хабаровский край и др.
Анализ кадровой ситуации в стационарах показал, что в стационарах в среднем по России работают 26% врачей-офтальмологов, при расчетной оптимальной доле, составляющей 14,7%. В регионах страны доля офтальмологов стационарного звена варьирует от 0 (Ненецкий АО) до 62% (Волгоградская область). Около половины офтальмологов заняты в стационарах в Иркутской, Тамбовской, Волгоградской, Саратовской областях, Еврейской АО, Севастополе, что не может считаться обоснованным. Расчеты показали, что из общего по стране профицита (1682 врача-офтальмолога) 90% сосредоточено в 24 субъектах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская области, Краснодарский край, Белгородская, Ленинградская области и т.д.), в которых прослеживается явная разбалансировка кадровой структуры.
Несмотря на кадровый профицит в стационарах, деятельность коечного фонда офтальмологической службы, в частности, занятость койки значительно отстает от нормативного показателя, рассчитанного в соответствии с объемами стационарной помощи по программе госгарантий. При расчетном показателе занятости койки 330-340 дней в году этот показатель в офтальмологических стационарах в среднем по стране снижается, и в 2017 году составила 314 дней, что на 2 дня меньше, чем в 2016 году. В 13 регионах с высоким профицитом кадров в стационарах (Белгородская область, Республика Крым, Свердловская область, Республика Северная Осетия-Алания, Красноярский край, Ленинградская область, Пермский край, Москва, Ростовская, Саратовская, Томская области, Краснодарский край) занятость койки оказалась ниже норматива показателя деятельности коечного фонда.
Важнейшим индикатором работы офтальмологического стационара является хирургическая активность. За последние годы отмечается рост этого показателя в целом по стране, и на 2017 год составляет 95,6%. В то же время в Республике Крым, Ленинградской области, Ханты-Мансийском АО, Свердловской, Саратовской, Белгородской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Ростовской области, Красноярском крае, т.е. в регионах из группы с максимально высоким кадровым профицитом в стационарах отмечается низкая оперативная активность, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы. Кроме того, при сложившимся профиците численности врачей крайне неэффективно работают офтальмологические стационары в 16 субъектах РФ (Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Еврейская АО, Ямало-Ненецкий АО, Чеченская Республика, Республика Крым, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Марий Эл и др.), где показатели хирургической активности значительно ниже среднероссийского уровня. В некоторых из перечисленных регионов занятость койки находится в пределах среднероссийского показателя, что поднимает вопрос об обоснованности госпитализации.
Наряду с численным составом и расстановкой медицинских кадров на качество и доступность медицинской помощи оказывает влияние уровень профессиональных знаний специалистов-офтальмологов. В последние годы Министерством здравоохранения РФ проводится большая работа по совершенствованию работы по подготовке специалистов с медицинским образованием. Формируются ее нормативно-правовые и методические основы. В Федеральный закон № 323 внесены изменения и дополнения, регламентирующие этапность перехода к процедуре аккредитации до 2026 года, обозначены функции порядок формирования аттестационных комиссий. Нормативно-правовые документы Минздрава содержат положения об аккредитации специалистов, определяют сроки и этапы аккредитации, порядок выдачи свидетельства об аккредитации. В сфере офтальмологии разработанный профессиональными медицинскими сообществами профессиональный стандарт врача-офтальмолога стал основой для обновленных стандартов и модульных программ ординатуры. Документ содержит современные требования к каждому офтальмологу страны в аспекте «знать, уметь, владеть». «Хочу выразить слова благодарности Александру Михайловичу Чухраёву, принимавшему активное участие в создании профессионального стандарта врача-офтальмолога», — подчеркнул главный специалист офтальмолог Минздрава РФ.
Обучение ординаторов, аспирантов, а также последипломное обучение врачей проводится на офтальмологических или смешанных с курсом глазных болезней кафедрах в 81 медицинском учреждении. В основном это — профильные НИИ, кафедры медицинских университетов или академий, представленных практически во всех федеральных округах.
Офтальмология — высокотехнологичная и динамично развивающаяся специальность. На сегодняшний день врачи имеют массу возможностей для непрерывного освоения новых знаний и технологий. Помимо специализированных курсов, врачам-офтальмологам доступно большое число конференций, круглых столов, семинаров, организованных в том числе с использованием интернет-ресурсов. Во всех федеральных округах ежегодно проводится большое количество научных и научно-практических мероприятий различного уровня. В 2017 году их число достигло 788. Без сомнения, это представляет собой действенный ресурс в системе непрерывного медицинского образования в сфере офтальмологии.
В то же время вызывает озабоченность снижение доли врачей, имеющих высшую и первую квалификационную категории. Этот показатель в 2017 году составил среди офтальмологов 41,6%, что несколько превышает уровень по всем врачебным специальностям в РФ (40,1%). Выделяется ряд регионов, где менее 40% офтальмологов имеют высокий уровень квалификации. Первую и высшую квалификацию имеют всего четверть офтальмологов в Костромской области, Республике Коми, Калининградской области, Республике Ингушетия, Республике Алтай, Ульяновской области, Республике Татарстан, Тульской и Челябинской областях, Москве и т.д.
В структуре общей заболеваемости по классу глазных болезней превалирует аномалия рефракции. Коррекция этих нарушений составляет значительную часть нагрузки на приеме врача-офтальмолога и снижает доступность офтальмологической помощи в целом.
В связи с этим Ассоциация врачей-офтальмологов выступила с инициативой внедрения новой медицинской специальности «клинический оптометрист». Подготовлен проект профессионального стандарта оптометриста, который находится на согласовании в Министерстве здравоохранения РФ. Основная цель трудовой деятельности оптометриста — профилактика, диагностика, коррекция, назначение и проведение нехирургического лечения детям и взрослым с оптометрическими нарушениями. Часть трудовых функций — оценка остроты зрения, рефракция, аккомодация, оценка бинокулярных функций, подбор очков, контактных линз, средств помощи слабовидящим и т.д. — планируется передать от врача-офтальмолога поликлиники клиническому оптометристу. Обучение пациента использованию средств коррекции зрения, подбор оправ, оформление заказов на очки и линзы, контроль готовых изделий будут осуществляться только оптометристом.
Внедрение таких специалистов позволит врачу-офтальмологу сосредоточиться только на профилактике, диагностике и лечении заболевания органа зрения. При этом экспертная оценка коррекции и иной оптометрической помощи будет осуществляться только врачом-офтальмологом.
Наряду с корректировкой действующей кадровой структуры в субъектах РФ, привлечение клинических оптометристов позволит решить вопрос дефицита кадров на уровне первичного звена здравоохранения, что значительно улучшит доступность офтальмологической помощи гражданам страны.
Подводя итог выступлению, главный специалист офтальмолог Минздрава РФ, член-корреспондент РАН, профессор В.В. Нероев отметил, что целью кадровой политики Министерства здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи путем устранения диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения, приведение численности и структуры кадров в соответствие с потребностями. В сфере офтальмологии при большой численности врачей-офтальмологов в регионах сохраняется кадровый дисбаланс по уровням оказания медицинской помощи, приоритет кадрового ресурса стационарной помощи над амбулаторно-поликлинической. Главным внештатным офтальмологам следует пересмотреть штатное расписание структурных подразделений медицинских учреждений с учетом показателей деятельности региональной офтальмологической службы, оценки кадрового дисбаланса, на основании нормативно-правовых актов и расчетных показателей. Кроме того, следует обратить внимание на внедрение дополнительных мотивационных мероприятий для врачей с целью повышения уровня их квалификации, формирования в регионе кадрового ресурса, обладающего инновационными знаниями, способного обеспечить клиническую эффективность современных медицинских технологий.
Страницы: 1 2