— Почему возникла необходимость преобразовать офтальмологический диспансер в клиническую офтальмологическую больницу?
— Диспансер находился в аварийном здании. Там невозможно было оказывать специализированную медицинскую помощь на современном уровне. Если быть точнее, то здание диспансера располагалось в деревянном одноэтажном бараке дореволюционной постройки. Имелось пятьдесят коек. Но хирургическая активность была небольшая.
Наша больница вначале была муниципальной. Решение о её строительстве в 1997 году принял тогдашний мэр города Кирова Василий Алексеевич Киселёв, за что мы ему очень благодарны. В настоящее время мы являемся государственной больницей и работаем под руководством Кировского областного департамента здравоохранения.
— Праздничная дата всегда является поводом оглянуться назад. Какие задачи стояли перед Вами пятнадцать лет назад? Какие планы Вы стремились воплотить?
— Главная задача была и остаётся неизменной: предоставление жителям города Кирова и Кировской области полного комплекса офтальмологической помощи. Я убеждён в том, что всю необходимую стационарную и амбулаторную офтальмологическую помощь, за редким исключением, кировчане могут и должны получать в родном регионе.
— Эта цель уже достигнута?
— На сегодняшний день наша больница проводит практически все виды офтальмологических операций, кроме офтальмоонкологии. Среди ведущих направлений работы клиники: микроинвазивная энергетическая хирургия катаракты с имплантацией эластичных интраокулярных линз, лазерная коррекция аномалий рефракции методами MAGEK (модифицированная методика ФРК), эндовитреальная хирургия при болезнях сетчатки и стекловидного тела, комплексное лечение глаукомы с использованием микроинвазивной и лазерной хирургии, реконструктивно-пластические операции при травмах и ожогах глаз, интенсивная терапия инфекционно-воспалительных заболеваний глаз, хирургия придаточного аппарата органа зрения (слёзные пути, веки, наружные прямые мышцы), неотложная помощь при травмах и острых заболеваниях глаза. В состав больницы входят консультативная поликлиника и три отделения: два хирургических, а также отделение дневного пребывания с кабинетом неотложной офтальмологической помощи.
— Статус клинической больницы предполагает проведение научных изысканий…
— Я бы говорил не просто о научных изысканиях, а об инновационной деятельности. За пятнадцать лет Кировская клиническая офтальмологическая больница превратилась не только в лечебный, но и в научный центр. Кафедра офтальмологии Кировской государственной медицинской академии располагается на базе клиники. Мы тесно взаимодействуем. За пятнадцать лет сотрудниками кафедры и клиники было подготовлено около полутысячи научных работ, получено около полусотни патентов. Научные разработки внедряются в практическое здравохранение.
— Какие задачи Вы ставите перед сотрудниками клиники в настоящее время?
— Клиника является лечебным и научным учреждением. Но она занимается не только лечением пациентов, но и «обслуживанием» людей. Сотрудникам необходимо не забывать об этом!
— Что Вы имеете в виду?
— Я считаю, что систему здравоохранения можно отнести к сфере обслуживания. Необходима клиентоориентированность. Задача состоит в том, чтобы пациенты испытывали доверие к врачам, медсёстрам и санитаркам.
Пребывание в больнице — даже самой лучшей! — это всегда стресс для пациента. Необходимо постараться уменьшить этот стресс. Здесь важнейшую роль играют медицинские сёстры и санитарки. Могу привести конкретный пример. Когда наша больница только открылась, я обратил внимание, что старшая медсестра не обеспечивает туалетные комнаты мылом и туалетной бумагой. Я обратил её внимание на эту ситуацию, но коллега мне ответила, что она делает это из лучших побуждений, чтобы сэкономить ресурсы клиники. Мол, она опасается, что пациенты будут уносить с собой гигиенические средства, фактически воровать их. С таким подходом я не могу согласиться! Необходимо, чтобы в клинике было чисто, уютно, в том числе в мужских и женских комнатах. После проведённой разъяснительной работы с медсёстрами и санитарками мыло и туалетная бумага появились в соответствующих помещениях. Кстати, на первых
порах случаи воровства действительно были, но постепенно проблема сошла на нет. Есть такое известное выражение «театр начинается с вешалки». А с чего начинается больница?.. Во всяком случае, в нашем деле нет мелочей. Имеет значение и состояние помещений, и работа столовой, гардероба.
— В качестве главного врача Вам много приходиться заниматься хозяйственными вопросами?
— Это важная часть моей работы. Люди, которые имеют дачу или живут в собственном доме, знают: необходимо постоянно что-то ремонтировать… А к медицинскому учреждению это относится в гораздо большей степени. Необходимо поддерживать здание и оборудование в достойном состоянии. Иначе всё просто обветшает.
— Во многих странах мира руководители медицинских учреждений освобождены от груза хозяйственных забот…
— Я не считаю, что нам необходимо слепо копировать зарубежный опыт. В российских условиях руководитель клиники должен быть и врачом, и учёным, и хозяйственником.
— Каких сотрудников Вы могли бы отметить в нашей беседе? Кто за пятнадцать лет внёс наибольший вклад в работу клиники?
— Это трудный вопрос. Хотелось бы выразить благодарность всем коллегам, с которыми довелось работать в эти годы. Не могу не упомянуть мою предшественницу Людмилу Васильевну Юферову. Она возглавляла городской офтальмологический диспансер. Потом стала работать в нашей клинике в качестве врача-офтальмолога. Сейчас Людмила Васильевна находится на заслуженном отдыхе. Коллеги и пациенты помнят её как интеллигентного человека и квалифицированного врача. Нельзя не сказать о заместителе главного врача по медицинской части, к.м.н. Юлии Владимировне Кудрявцевой, заведующей отделением, д.м.н. Ольге Геннадьевне Левановой, заведующей отделением, к.м.н. Валентине Владимировне Подыниногиной, заведующей поликлиникой, к.м.н. Юлии Александровне Плотниковой, заведующей отделением Ирине Александровне Гавриловой… С благодарностью вспоминаю совместную работу с бывшим заместителем главного врача по медицинской части Татьяной Ивановной Сысолятиной. Сейчас она тоже находится на заслуженном отдыхе. Вместе с Татьяной Ивановной мы подготовили смену: она передала свой пост молодому талантливому врачу Юлии Владимировне Кудрявцевой. Т.И. Сысолятина вводила её в курс дела, готовила к новому назначению.
Это естественное течение жизни: пожилые сотрудники завершают свою трудовую деятельность, им на место приходят молодые специалисты. За пятнадцать лет у нас сложился коллектив единомышленников. Это самое главное!
— Не могли бы Вы в цифрах представить деятельность больницы?
— У нас работают 172 сотрудника, из них 123 медицинских работника. В коллективе трудятся два доктора медицинских наук и три кандидата медицинских наук. Имеются 60 коек в стационаре и 35 коек в дневном стационаре. Ежегодно мы проводим более трёх тысяч хирургических вмешательств.
— Вы работаете только в рамках ОМС? Или оказываете также платные медицинские услуги?
— В настоящее время доля платных услуг у нас небольшая. В соответствии с Федеральным законом «Об охране здоровья населения» государственные медицинские учреждения не могут на платной основе оказывать медицинские услуги, которые входят в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Например, операции по поводу катаракты мы не проводим на платной основе, потому что аналогичные операции выполняются у нас бесплатно.
Мне думается, что эта норма закона вполне логична. Одна и та же операция в одной и той же клинике не может проводиться и на платной, и на бесплатной основе. Это ведёт к недоверию и недовольству среди пациентов. В нашей больнице на платной основе проводятся операции по эксимерлазерной коррекции зрения, косметологические операции на веках и ряд других хирургических вмешательств, которые отсутствуют в перечне государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
— С системой ДМС Вы работаете?
— Добровольное медицинское страхование в Кирове практически не развито, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и ряда «состоятельных» регионов. Честно говоря, я не думаю, что эта ситуация изменится в ближайшее время. Все надежды и планы мы связываем именно с системой обязательного медицинского страхования. При этом хотелось бы, чтобы тарифы ОМС во всех регионах России были одинаковыми или хотя бы схожими. Сейчас эти тарифы в Москве и Кирове могут отличаться в разы. Такую позицию нельзя назвать справедливой. Но я хотел бы подчеркнуть: даже с нынешними тарифами ОМС российские медицинские учреждения могут оказывать медицинскую помощь на достойном уровне. Если бы у меня не было этой уверенности, я бы не стал занимать пост главного врача.
— Какие научные темы являются приоритетными для Вас и сотрудников Вашей клиники?
— Мы проводим исследования по методике безопасного удаления катаракты через малый разрез. В том числе в осложнённых случаях. В настоящее время мой заместитель Юлия Владимировна Кудрявцева готовит докторскую диссертацию, посвящённую причинам и механизму развития катаракты (катарактогенезу).
Также мы занимаемся изучением одномоментной хирургии переднего и заднего отрезков глаза. Такие ситуации возникают, например, когда у пациента наличествует катаракта и отслойка сетчатки. Мы исследуем травмы органа зрения, механизмы развития близорукости. Заведующая отделением Ирина Александровна Гаврилова в настоящее время готовит кандидатскую диссертацию, посвящённую рефрактерной глаукоме. Научных разработок очень много! Часть из них была представлена на нынешней научно-практической конференции «Добрые соседи», посвящённой пятнадцатилетию клиники.
— Не могли бы Вы рассказать об этой конференции более подробно?
— Наша конференция проходит один раз в два года. В этот раз она проводится в четвёртый раз. Её главная цель — развитие добрососедского сотрудничества и творческого взаимодействия между регионами Приволжского федерального округа. Но, разумеется, мы приглашаем в Киров офтальмологов не только из Поволжья, но и других регионов. В первую очередь, на конференцию «Добрые соседи» приезжают коллеги, которые уже сотрудничают с нашей клиникой. Но каждый раз можно встретить и новые лица. Офтальмологам соседних регионов необходимо чаще встречаться, в том числе и руководителям клиник. И хотя мы видимся и общаемся на крупных офтальмологических форумах, существует потребность и в небольших региональных конференциях. Для главных врачей общение с коллегами из соседних регионов интересно тем, что нам приходится работать в сходных условиях, решать похожие проблемы. Мы перенимаем опыт друг друга, учимся друг у друга.
— Что Вы считаете главным успехом клиники за пятнадцать лет?
— Было бы нескромно и некорректно давать оценку своей работе. Но, во всяком случае, наша клиника известна в российском офтальмологическом сообществе.
— Журналисты всегда любят спрашивать о планах… Что планирует главный врач Кировской клинической офтальмологической больницы на следующие пятнадцать лет?
— Я не люблю строить грандиозные, многолетние планы, не люблю витать в облаках… Задача главного врача государственной клиники состоит в том, чтобы эффективно работать в существующих условиях. Как-то журналисты спросили меня о стратегии развития клиники… Но дело в том, что стратегию развития всегда определяет собственник или учредитель какой-либо организации. Поэтому вопрос о стратегии логичнее задавать в федеральном министерстве здравоохранения или в областном департаменте здравоохранения. Моя задача состоит в том, чтобы при любых внешних обстоятельствах пациенты получали у нас максимально возможную помощь, а сотрудникам было приятно и комфортно работать, чтобы они ходили на работу с удовольствием.
— Александр Дмитриевич, благодарю Вас за интересную беседу и за приглашение посетить Киров! Издательство «Апрель» и редакция газеты «Поле зрения» сердечно поздравляют Вас и Ваших коллег с юбилеем клиники!