Окончание. Начало в №3, 2020
Рукотворный взгляд
Семми Шмидт (Semmy Schmidt) — милая, обаятельная, белокурая десятилетняя девочка с голубыми глазами и задумчиво-романтичным, устремлённым вдаль взглядом. Если подойти к Семми поближе, задать ей какой-нибудь вопрос, то девочка вежливо повернёт голову, приветливо улыбнётся, но взгляд... останется прежним. Только тогда можно понять, что юная барышня слепа.
Семми Шмидт — одна из лучших учениц в школе слепых и слабовидящих Хайлигенброна. Гости школы, в том числе и журналисты, часто хотят с ней познакомиться. „Природа подарила этому ребёнку такие большие, красивые, выразительные глаза! Как жаль, что они не могут видеть“, — такие мысли приходят в голову, когда общаешься с Семми.
Об одной особенности девочки знают только самые близкие люди. Глаза Семми, к сожалению, не даны ей от рождения. Это мастерски сделанные стеклянные протезы. Из-за генетического дефекта органы зрения не сформировались в утробе матери. Поэтому, чтобы сегодня она могла радовать зрячих сограждан доброжелательным, приветливым взглядом, сразу же после рождения за дело принялись немецкие пластические хирурги и глазные протезисты.
Девочка растёт, и каждый год у неё появляются новые „стекляшки“, соответствующие по размеру. Для Семми такая ситуация естественна и нормальна. Будучи незрячей от рождения, она рассматривает свои „голубые глазки“ как такое же девичье украшение как серьги, бусы или кольца.
Учись слушать стены!
„Семми, учись слушать стены! Скажи мне, когда почувствуешь приближение стены!“, — Доротея Хаберстро (Dorothee Haberstroh), преподаватель школы, даёт указания своей ученице. Мне представилась возможность присутствовать на индивидуальном занятии по пространственной ориентировке. Такие уроки один раз в неделю стоят в учебном плане всех незрячих учеников школы.
Семми быстрым, уверенным шагом направляется в сторону здания, используя белую трость для обнаружения возможных препятствий. Примерно в пятидесяти метрах от цели она останавливается и объявляет: „Стена совсем рядом! Я слышу отражение звука от земли“.
Педагог довольна успехами девочки: „У неё не просто отличный слух. Ребёнок умеет анализировать и дифференцировать звуки. Каждый шаг, каждое соприкосновение белой трости об асфальт даёт ей новую информацию“.
Как правило, незрячие люди передвигаются, используя ориентиры, например, бордюры. На занятиях с Семми всё происходит по-другому. Девочка идёт прямо. При этом не используются никакие ориентиры, тактильные линии и т.д. Её походка и манера движения ничем не отличаются от передвижения зрячего человека. Если не считать использования белой трости.
„Сегодня мы занимаемся на школьном дворе. И, конечно, здесь легче ходить прямо, без ориентиров т.к. пространство знакомо. Но подобные упражнения мы регулярно совершаем с учениками и в совершенно незнакомых, новых для них местах“, — поясняет Доротея Хаберстро.
Для преподавателя по пространственной ориентировке принципиально важно, чтобы движения её незрячих учащихся максимально соответствовали поведению зрячих сограждан: „Правильная пространственная ориентировка предполагает хорошую осанку, уверенные движения. И самое главное: слепые должны чувствовать своё тело — тогда они будут двигаться по прямой, а не шарахаться из стороны в сторону как пьяные. Именно движение по прямой, с нормальной скоростью (конечно, не в ущерб безопасности!), является „высшим пилотажем“ в пространственной ориентировке. Такие навыки учащихся позволят им в будущем достичь высокой мобильности“.
На нашем занятии Семми предстоит необычное задание. Мы отдаляемся от школы и приближаемся к зданию, где девочка ещё никогда не была. Педагог объявляет, что перед нами здание с автоматическими раздвижными дверями. Семми предстоит самостоятельно войти вовнутрь. Очевидно, что с такой технической конструкцией девочка ещё никогда не сталкивалась.
Самостоятельно войти вовнутрь? Оказывается, это совсем непросто! Семми уверенно направляется к двери, но по дороге она сбивается налево и утыкается в стену. Никакой двери нет! Наконец, дверь нащупана. Но проблема в том, что она уже закрылась... Учительница объясняет, что автоматические раздвижные двери оборудованы сенсорными датчиками движения. Чтобы подобная „чудо-дверь“ выполнила свою функцию, необходимо понять, где именно располагается датчик движения, как он работает. А самое главное: необходимо чётко и быстро двигаться (в правильном направлении!), чтобы успеть войти в здания, пока дверь остаётся открытой.