Почему, несмотря на все разговоры об инклюзивном образовании, детей с нарушениями интеллекта целесообразно обучать в особых классах? „Школьная программа, в том числе и в школах для слепых, наполнена огромным количеством теоретического материала... Но дети с органическими поражениями головного мозга не могут освоить химические или физические формулы, не могут понять сложные и противоречивые экономические, политические и общественные процессы. Поэтому необходимо в максимальной мере адаптировать школьный материал под интеллектуальные возможности каждого ребёнка. Одновременно мы стремимся расширить эти возможности, расширить интеллектуальные границы маленького человека“, — объясняет педагог специального класса.
Программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями обращает особое внимание на развитие навыков самообслуживания, коммуникативных возможностей. Например, детям терпеливо объясняют, что ко взрослым людям следует обращаться на „Вы“, а ровесникам вполне уместно говорить „ты“.

Михаэла Зосич с одноклассниками
„Мы стремимся к тому, чтобы учащиеся по возможности овладели навыками чтения и письма по Брайлю, — делится опытом Сара Швайцер. — Но в реальной жизни они, к сожалению, никогда не смогут и не захотят читать сложные книги или писать развёрнутые письма. Но если „особый“ ученик сможет написать по Брайлю своё имя, изготовить наклейки с брайлевскими обозначениями для каких-либо коробочек — это уже большое достижение“.
Педагоги постоянно задают себе вопрос: какие знания и навыки необходимы учащимся, имеющим ограничения сразу в двух важнейших жизненных сферах? Исходя из этого и составляется учебная программа. Нередко учащиеся и педагог вместе подготавливают „лист закупок“ перед посещением супермаркета. Вопросы обсуждаются очень простые: какие продукты и в каком количестве нужно приобрести, чтобы приготовить вкусный и полезный обед для четырёх-пяти человек? Сколько денег потребуется для этих покупок?
После совместного посещения магазина наступает черёд приготовить что-нибудь вкусное из купленных продуктов. Этим дети и взрослые тоже занимаются совместно. Обед готов. Он понравился всем „поварам“. Дети сыты и довольны. Можно поделиться впечатлениями. Заодно и речь развивается.
„Конечно, в обучении и воспитании детей с нормальным уровнем интеллектуального развития тоже большое внимание уделяется практическим навыкам. Но при умственной отсталости достижение максимальной самостоятельности и независимости является главным приоритетом“.
В школе имеются не только учебные классы, но и различные мастерские (швейная, монтажная, столярная). Также есть огород и конюшня. Детям прививаются не только навыки верховой езды, но и ухода за животными.
„Одна из сложнейших задач при умственной отсталости, особенно сопряжённой со слепотой — научить детей и подростков обращаться с деньгами, понимать значение денег. Что можно купить в Германии за десять евро? Чем можно порадовать себя за сто евро? Какие покупки реально осуществить за тысячу евро? Нашим учащимся далеко не просто разобраться в этих вопросах. Для них деньги — это просто забавные бумажки, которые люди почему-то передают друг другу“, — рассказывает Сара Швайцер.
Школа в монастыре
Школа слепых и слабовидящих располагается на территории женского монастыря Святого Франциска. В настоящее время в монастырских постройках имеются и другие социальные учреждения: школа для глухих и слабослышащих, дом инвалидов. Изначально школа-интернат для незрячих детей являлась монастырским учреждением, хотя в неё принимались не только католики, не только христиане. Помощь оказывалась всем незрячим и слабовидящим детям вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Сёстры монастырской общины с момента создания школы работали там в качестве педагогов и воспитателей. Такая ситуация продолжалась до начала девяностых годов двадцатого века.

Семми Шмидт на занятии по пространственной ориентировке
Потом возникла необходимость изменить организационные структуры. Значительная часть сестёр достигла пожилого возраста. У них больше не было сил и возможностей управлять школой слепых и другими социальными учреждениями. Приток новых сестёр в монастырь существенно сократился.
Тогда на базе монастыря была создан одноимённый Фонд Святого Франциска (St. Franziscus-Stiftung). Именно эта структура в настоящее время является учредителем школы слепых и слабовидящих, а также целого ряда других социальных учреждений на монастырской территории. Престарелые монахини на общественных началах продолжают участвовать в жизни школы, но теперь они избавлены от всех организационных забот и хлопот.
„Наша школа, учредителем которой является Фонд Святого Франциска, располагается на территории францисканского монастыря. Но это светское учебное и реабилитационное заведение, — рассказала педагог Сара Швайцер. — Конечно, взаимодействие с монастырём у нас продолжается, мы не отказывается от своей истории, от своих корней. Но основное финансирование осуществляет государство в лице органов власти федеральной земли Баден-Вюртемберг. И программа обучения — светская, а не церковная“.
Впрочем, также как и во всех без исключения учебных заведениях Германии, в школе Хайлигенброна существует обязательный урок религии (для детей с нормальным уровнем интеллектуального развития). С начала обучения и до его окончания. Но в качестве альтернативы можно выбрать занятия по светской этике.
Мечты воплощаются в жизнь

Уроки плавания проходят в школьном бассейне
Пришла пора уезжать из Хайлигенброна. Меня вышел проводить директор Специального педагогического учебного и консультативного центра Дитмар Штефан. Я спросил у радушного хозяина, что самое приятное в его работе? Каким образом можно оценить успех инклюзивного и специального образования? „Думаю, что об успехе можно говорить тогда, когда детские мечты воплощаются в жизнь, когда дети и подростки становятся всё более самостоятельными, уверенными в себе... Больше всего меня радует, когда незрячие и слабовидящие учащиеся с гордостью произносят: „Я могу сам! Мне не нужна помощь“
Фотографии из архива «Специального педагогического учебного и консультативного центра» (Германия)