Много ли Вы знаете, уважаемые читатели, великих людей, которым благодарные потомки продолжают писать письма через много лет и десятилетий после их кончины? Даже «дедушка Ленин» не удостаивался таких почестей… В качестве исключительного случая можно рассматривать французского педагога и просветителя Луи Брайля (1809—1852). Письма ему пишут, в основном, незрячие дети – учащиеся специализированных школ. Чем же прославился Луи Брайль? Почему его открытие эксперты называют «краеугольным камнем» в процессе реабилитации инвалидов по зрению? Сегодняшний выпуск нашей рубрики посвящён «книгам без картинок», миру рельефно-точечной печати.
Зорко одно лишь сердце
Обычно дети пишут письма Санта-Клаусу, Деду Морозу, Йолупукки, Баббо Натале и прочим подобным персонажам. Незрячие мальчики и девочки не являются исключением: они тоже отправляют рождественские послания по «сказочным адресам» и получают подарки от доброго дедушки с седой бородой. Но есть ещё один адресат для детской корреспонденции – Луи Брайль.
«Письмо Брайлю пишем по Брайлю», – так звучит популярная тема сочинений в российских школах для слепых. Аналогичные задания выполняют и учащиеся в других странах. Часто детям предлагают принять участие в школьных и областных конкурсах «писем великому французу». В 2010 году Российская государственная библиотека для слепых в Москве и журнал «Школьный вестник» (единственный в РФ журнал для слепых детей и подростков, издающийся рельефно-точечным шрифтом) провели всероссийский конкурс с одноимённым названием.
– Становясь автором «личного» письма Луи Брайлю, ребёнок задумывается о роли рельефно–точечного шрифта в жизни незрячих людей и в его собственной жизни, – рассказывает главный редактор журнала «Школьный вестник» Юрий Иванович Кочетков. – Это очень эффективная и действенная форма пропаганды брайлевской системы.
Победителем прошлогоднего всероссийского конкурса стал восьмиклассник школы-интерната из районного центра Лаишево Республики Татарстан Алексей Зольников. Его работа также стала призёром конкурса «Европейское брайлевское эссе», проводившегося в 2010 году Европейским союзом слепых.
«В своём письме, глубокоуважаемый мсье Луи Брайль, спешу выразить Вам мою горячую благодарность за Ваше великое изобретение, за волшебное шеститочие, которое ознаменовало для незрячих всего мира рождение нового способа письма и чтения, которые полностью преобразили жизнь слепых, в том числе и мою»,– так начинается письмо Алексея Зольникова к Луи Брайлю.
Мальчик описывает свою жизнь: он родился слепым, до пятнадцати лет жил в деревне в родительском доме и не посещал школу. «Родители окружали меня любовью, вниманием, я буду им благодарен всю жизнь. Но я рос, и мне чего-то не хватало. Появлялись мысли, хотелось их записать. Я знал, что существует огромное количество книг, прочитать которые я не мог», – описывает свои переживания юный эссеист.
Своё знакомство с системой Брайля Алексей сравнил с чудом. Проучившись всего год в специальной школе (его приняли сразу в пятый класс, т.к. возраст для первоклассника был слишком велик), молодой человек к шестнадцати годам не только научился читать и писать, но и полюбил это занятие. Ему доставляло удовольствие быть грамотным: «Наступили летние каникулы. Это лето отличалось от предыдущих. Ведь теперь со мной всегда рядом мои новые друзья – книги. Я их могу читать! Сколько нового я узнал из прочитанных книг! Но из всего прочитанного сильнее всего врезались мне в память слова из книги французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Именно эти слова утвердили меня в мысли, что отсутствие зрения не означает отсутствия полноценной жизни, что человек с нормальным зрением, но черствый душой – вот кто слепец».
Завершая послание, школьник из Татарстана прямо связал воплощение в жизнь своих планов с изобретением великого француза: «У меня большие планы на будущее, хочу получить высшее образование, профессию и своим трудом добиться себе пропитания и уважения окружающих. Эти мечты могут осуществиться только благодаря Вами созданной системе письма и чтения. Мечты не только мои, но и всех, кого судьба лишила возможности видеть».
Этот удивительный брайлевский шрифт!
В настоящее время почти все книги и периодические издания для слепых в мире издаются рельефно–точечным (брайлевским) шрифтом. Луи Брайль ослеп в возрасте трех лет в результате несчастного случая. В 1829 году, будучи преподавателем парижской школы слепых, он разработал свой шрифт. Система была создана на основе так называемого «ночного шрифта» французского офицера Шарля Барбье де ла Сеппе (1767–1841). «Ночной шрифт» использовался для записей и передачи сообщений в темноте. Правда, широкого применения во французской армии это изобретение не получило. Брайлю пришла в голову мысль, что «ноу-хау» военных могут быть полезны незрячим людям.
Брайлевский шрифт называют «осязаемым шеститочием». С помощью всевозможных
комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится всего одна выпуклая точка. Для буквы «Б» – два «пупырышка». «В» – четыре выпуклые точки. «Г» – тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому...
Из-за ограниченности общего числа различных «точечных комбинаций» (их всего 63!) в некоторых случаях используются двухклеточные знаки: четыре столбца осязаемых точек. Существует множество дополнительных знаков, например, для обозначения больших и малых букв, курсива, жирного шрифта.
Система Брайля предполагает не только возможность читать, но и писать. Разумеется, незрячий человек не может просто взять ручку и сделать какую-либо запись в блокноте. Поэтому используется специальный «прибор для письма по Брайлю». Это железная доска с крышкой. В крышке имеются прямоугольные окошечки, а на железной доске каждому окошечку соответствует по шесть углублений. В этот трафарет вставляют особую плотную бумагу. Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а «грифелем» – тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает ее. На обратной стороне листа образуются «пупырышки», осязаемые точки. Строго говоря, незрячие люди не пишут т.е. не скользят ручкой по бумаге, а выстукивают текст грифелем.
Написав письмо рельефно-точеч-ным шрифтом, незрячий юноша может, например, объясниться в любви к незрячей девушке… А вот зрячая девушка это письмо не поймет. Впрочем, ещё в прежние времена существовали специальные печатные машинки, которые помогали незрячим пользователям создавать обычные плоскопечатные тексты. А сегодня развитие компьютерных технологий полностью решило проблему переписки слепых и зрячих: можно посылать друг другу электронные письма, SMS – сообщения. Многие современные мобильные телефоны обладают функцией синтезации речи: они могут зачитывать исходящие и входящие письма.
А можно как-нибудь иначе?
Первое знакомство с брайлевской системой вряд ли сможет убедить человека – и зрячего, и незрячего – в её важности и необходимости для реабилитационного процесса. Сразу возникает вопрос: а почему незрячим людям вообще понадобилась своя особая система чтения и письма? Ведь можно было бы, например, обычные книги печатать выпуклыми буквами, чтобы их могли читать и слепые, и зрячие? Да и выдавливать точки, вроде бы, совсем не обязательно: существует достаточно приспособлений, помогающих инвалидам по зрению писать обычными буквами. Например, можно подложить под лист бумаги кусок полиэтилена, резины или мягкой кожи, чтобы написанный текст стал «осязаемым».
В первой половине девятнадцатого века, когда школы для слепых детей уже существовали, а брайлевская система ещё не получила распространения, действительно выходили книги с выпуклыми буквами. Печатались они и в России, правда, в небольшом количестве. Но эти книги обладали двумя существенными недостатками. Во-первых, процесс чтения оставался очень медленным и утомительным. Он требовал большого напряжения и значительных эмоциональных усилий даже от наиболее увлечённых и тренированных читателей.
Второй недостаток книг с выпуклыми буквами: высокая стоимость и трудоёмкость их изготовления. Подобные книги никогда не могли бы стать массовыми. Это невозможно и в наше время, несмотря на развитие полиграфических технологий.
Гениальность Луи Брайля состояла в том, что он понял, что наиболее простым, естественным и доступным способом получения информации для незрячих является именно шеститочие. Брайль был убеждён в том, что осязание линий (а обычные буквы состоят именно из линий) является гораздо более трудоёмким, а главное неэффективным процессом.
Многочисленные научные исследования, проводившиеся в разных странах с середины
XIX века по настоящее время, подтвердили правильность постулатов французского просветителя: его система чтения и письма в наибольшей степени соответствует психофизиологическим возможностям и потребностям незрячего человека.
Разумеется, кто-то из инвалидов по зрению читает и пишет быстрее, кто-то медленнее.
Но в среднем скорость чтения и письма по Брайлю полностью соответствует аналогичным действиям, совершаемым зрячими людьми. Брайлевская система универсальна: она включает в себя не только запись текста, но и методику скорописи и стенографии. Таким образом, незрячий студент может не просто делать записи во время лекции, но и стенографировать выступление полюбившегося профессора.
Страницы: 1 2