Дети и подростки способны на такое исполнение?
«Чардаш» в обработке Н. Ризоля – произведение, которое я сам с удовольствием играю и с детьми разучиваю. Надо стараться – и всё получится! Секрет успеха в сочетании филигранной техники, светлой души и любви к инструменту. Во время исполнения надо слиться с баяном, стать с ним одним целым!
Алексей Владимирович, какие концертные выступления Вам особенно запомнились?
Много концертов проходит во Владимире. Мы выступаем на самых разных площадках в рамках областных и городских мероприятий.
Но почему-то мне больше всего запоминаются командировки, гастроли. Наверное, это связано с тем, что во время выездов дети и взрослые гораздо более интенсивно общаются между собой. Мы узнаём друг друга!
Например, в 2011 году у нас была экскурсионная поездка в Санкт-Петербург. Её решили совместить с посещением дружественного учебного заведения – Санкт-Петербургской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей им. К.К. Грота. Был дан концерт ВИА «Взлёт». Также приехала часть хора.
Петербуржцы нас очень хорошо принимали. И дети, и взрослые! Поездка прошла в тёплой, душевной атмосфере. Такие события запоминаются на долгие годы!
Ещё один пример. В 2016 году юные музыканты из Владимира принимали участие в фестивале «Пасхальная радость» в Калуге. Съехались дети с инвалидностью со всей России. Там были не только незрячие и слабовидящие мальчики и девочки, но также юные артисты с другими ограничениями по здоровью. Заключительный гала-концерт проходил на сцене Калужской филармонии. Всё было очень празднично и торжественно!
Ещё в Калуге мне запомнилось посещение Музея космонавтики. Там можно было прикоснуться к реальным модулям космических кораблей, приборам, с которыми работают космонавты. Космос в Калуге становится ближе!
Отделение музыкальной школы, где Вы работаете, расположено непосредственно в здании школы-интерната. Фактически речь идёт о едином коллективе… Вы сами учились в аналогичном учебном заведении, правда, не во Владимире, а в Нижнем Новгороде. Как Вы оцениваете образовательный и воспитательный уровень Владимирской школы-интерната? Какие успехи достигнуты? Какие проблемы ещё предстоит решить?
Во-первых, мне очень приятно отметить, что во Владимирскую школу-интернат теперь принимают и незрячих детей, а не только слабовидящих, как это было во времена моего детства. Правда, специальных классов для незрячих, как в Нижнем Новгороде, во Владимире нет. Но незрячие дети интегрированы в смешанных классах. Это тоже хорошее решение! Теперь владимирским родителям не нужно отправлять своих детей на учёбу далеко от дома, в соседний регион.
Владимирская школа-интернат успешно развивается. Это касается общеобразовательных предметов, музыкальных занятий и физической культуры. У нас много любознательных, способных, творческих, трудолюбивых учащихся и преданных своему делу, высококвалифицированных педагогов!
Но есть и проблемы, которые тоже нельзя не отметить. В школе учится целый ряд незрячих подростков, которые не только не обладают элементарными навыками самостоятельной пространственной ориентировки, но даже не понимают, зачем эти навыки, вообще, нужны!
Это проявление инфантильности?
На мой взгляд, да. Инфантильность вполне может сочетаться как с высоким уровнем интеллекта, так и с доброжелательным характером. Но некоторые подростки живут в своём мире, будучи уверенными в том, что их детство продолжится вечно, что родители всегда будут, в буквальном смысле, водить их за ручку и решать все их проблемы.
Но дело не только в навыках пространственной ориентировки, хотя я считаю, что они имеют первостепенное значение для незрячих детей и подростков. С большой тревогой и недоумением я регулярно обнаруживаю в беседах с детьми колоссальные пробелы в элементарных житейских знаниях и навыках.
Многие дети не имеют представление о том, как работает общественный транспорт и как им пользоваться!
Наверное, это связано с тем, что родители постоянно их возят на личных автомобилях.
Конечно. И вроде бы в этом нет ничего плохого! Но даже если взрослый человек, ребёнок или подросток постоянно пользуются личным автотранспортом, они должны знать, как проходят поездки в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках. Нельзя быть полностью оторванными от жизни! При любом уровне благосостояния и любых других жизненных обстоятельствах.
Многие незрячие подростки не знают и не способны идентифицировать даже самые распространённые звуки большого города. У них нет представления о голосах птиц, нет элементарных знаний о явлениях природы.
Доходит до абсурда! Многие дети почти не гуляют, в школу до подъезда их довозят на автомобиле. В этой ситуации кто-то из родителей даже не удосуживается одеть ребёнка по погоде. Даже зимой детей порой привозят в школу в лёгкой одежде. Всё равно никуда идти не нужно: вышел из машины – и сразу в школу!
Можно и простудиться, выходя из автомобиля!
Это тоже важный аспект! Но я имел в виду, в первую очередь, существенное сужение кругозора незрячих детей и подростков из-за гиперопеки.
Другие учителя, сотрудники школы видят те проблемы, которые Вы упомянули?
Мы обсуждаем эти вопросы в учительском коллективе. Но главную роль в освоение житейских навыков играет семья. В каждой семье – свои традиции, представления о воспитательном процессе. Учителя могут высказать своё мнение, но что-то навязывать в этой сфере мы не вправе.
Школьная учебная программа может повлиять на то, чтобы дети и подростки имели более адекватные представления об окружающей действительности?
Учебная программа сейчас вполне сбалансирована. Но я бы уделил немного больше внимания трудовому воспитанию, в частности, уходу за пришкольным участком. Вполне можно привлечь учащихся и к поддержанию чистоты в классе, дежурствам. Такая практика была в девяностые годы и раньше, но в последнее время от неё отошли.
Соответственно, многие дети ощущают себя в школе гостями, а не хозяевами. Ведь хозяева должны сами следить за порядком!
И второй важный момент: воспитание командного духа, коллективизма. Это включает в себя и взаимопомощь в детском коллективе, поддержку «тотальников», которым, объективно говоря, приходится сложнее всех! Здесь тоже не всё благополучно!
Что Вы имеете в виду?
Незрячих детей никто не обижает, не задирает, но и готовность помочь, поддержать я не всегда наблюдаю. У меня создаётся впечатление, что её было больше во времена моего детства. Тогда было меньше мелочной опеки со стороны взрослых, зато больше помощи друг другу, в детском коллективе.
Алексей Владимирович, не могу не спросить ещё об одной сфере Вашей деятельности. Вы не только музыкант, но и преподаватель тифлоинформатики Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Как Вы стали работать со студентами?
На общественных началах я в течение нескольких лет сотрудничал с Владимирской общественной организацией «Акме», объединяющей людей с инвалидностью разных категорий, в том числе студентов.
В свою очередь, «Акме» тесно взаимодействует с Региональным ресурсным учебно-методическим центром по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Несколько лет я как волонтёр помогал незрячим студентам осваивать компьютер, а потом мне предложили делать это на штатной основе.
Я – уверенный пользователь компьютера, хорошо владею GPS-навигацией. Курс тифлоинформатики должен помочь незрячим студентам получать ту информацию, обладать теми навыками, которые необходимы им в учёбе и жизни. Это касается написания и оформления различных письменных работ, в том числе курсовых и дипломных, презентаций, использования электронной почты, поисковых систем Интернета, социальных сетей и т.д.
Я провожу занятия, учитывая индивидуальный уровень подготовки, а также индивидуальные пожелания. Уверенному незрячему пользователю Интернета будет легче получить любую информацию, организовать свой досуг, взаимодействовать с органами власти, пользоваться банковскими услугами и т.д. У нас очень многообразные и практически ориентированные занятия.
Спасибо Вам за то, что поделились с читателями своим жизненным и реабилитационным опытом. Он у Вас удивительно многообразен! Как Вы ощущаете Владимир? Что бы рассказали о нём людям, которые никогда здесь не бывали?
Владимир — древний город, зелёный и ухоженный, куда приятно приезжать и где хочется жить! Это место, где я себя нашёл! Всем, кто ещё не был во Владимире, хотелось бы сказать: приезжайте и познакомьтесь с городом на реке Клязьма, хранящем наследие древней Руси! А те, кто уже у нас бывал, обязательно найдут при следующем визите что-то новое, неизвестное, неисследованное. Владимирцы – душевные люди, которые всегда рады гостям!
Илья Бруштейн
Фотографии Ильи Бруштейна и из личного архива А.В. Степанова